Расскажи свою историю

Областная библиотека им. А.М. Горького предлагает принять участие в акции "Расскажи свою историю Морозовского городка". Все, кто жил когда-то, работал, или сегодня проживает в одной из казарм, сможет принять участие, рассказав свою историю, связанную с этим историческим объектом. Наиболее интересные рассказы будут размещены на информационном краеведческом портале «Про тверское» на страницах интерактивной карты «Морозовский городок: триумф и забвение».

Договор тысяч

dogovorВ 1979 году вышла книга журналистов областной газеты «Калининская правда» Виктора Костюковского и Евгения Шимина "Большая жизнь «Договор тысяч". Сотрудникам библиотеки им. А.М. Горького удалось встретиться с одним из авторов – Евгением Николаевичем Шиминым и поговорить об этом.

– Евгений Николаевич, ваша совместная с Виктором Костюковским работа посвящена истории подписания 7 апреля 1929 года в Большом Пролетарском театре (сегодня здесь находится спортивный комплекс «Пролетарка») первого хозяйственно-политического договора о социалистическом соревновании. В нем приняли участие ни много ни мало 58 389 рабочих фабрик Московской, Тверской и Иваново-Вознесенской губерний. Этот договор и получил название «Договор тысяч». Книга вышла к 50-летию подписания. Как встречал город эту дату? Что изменилось в сознании людей?

– Наша книга была приурочена к 50-летию знаменитого почина. Он был возрожден на новой основе – к соревнованию родственных предприятий подключились смежники – поставщики сырья, машиностроительные предприятия, выпускающие оборудование для текстильной промышленности. «Договор тысяч» шагнул и в другие отрасли материального производства – деревообрабатывающую, льнопереработку, строительную индустрию. Пока в почин не проник формализм, он был реальным механизмом взаимодействия родственных и смежных предприятий.

50-летие «Договора тысяч» широко отмечалось в Калинине. На торжества прибыли делегации с ведущих текстильных предприятий Советского Союза. На здании Пролетарского театра была установлена мемориальная доска. На площади, прилегающей к хлопчатобумажному комбинату, заложена монументальная композиция в честь знаменитого почина (автор – скульптор Евгений Антонов), да и сама площадь получила название «Площадь «Договора ысяч».

– Виктор Владимирович Костюковский – ваш коллега по "Калининской правде", вы вместе с ним работали в отделе промышленности. Какую роль играла фабрика "Пролетарка" в жизни города? Как вы думаете, заложенные Морозовыми принципы, традиции сохранились в советское время?

– Мне кажется, сохранились. На комбинате из поколения в поколение передавались секреты профессионального мастерства, истоки которого были заложены на Морозовской мануфактуре. Текстильщики получали всесоюзное признание. Ткачихи Любовь Ивановна Парфенова, Евдокия Борисовна Сапунова, прядильщица Лидия Павловна Арсеньева стали Героями Социалистического Труда. Об одной из героинь, отстоявшей у станков полвека, Виктор Костюковский написал замечательную книгу «Жизнь ткачихи Сапуновой». Морозовы большое внимание уделяли улучшению условий труда и быта рабочих, хотя и были «акулами капитализма». В советское время комбинат считался одним из лучших предприятий страны по техническому оснащению, по условиям труда, быта и отдыха работников. Так что преемственность традиций явно прослеживается.

 

Художники морозовских ситцев
Памяти Дмитрия Степановича Постигова


postigoviВ Морозовском городке жили и работали дед, отец, мама, братья и я. Ветвь «тверских» Постиговых - Лепетинских началась с моего деда, Дмитрия Степановича Постигова, который родился в Павловском Посаде 1 февраля 1874 г. В этом году исполнилось 145 лет со дня его рождения.

В Тверь вместе с семьёй приехал в 1916 году. О нем знаю только со слов мамы, старшей дочери Дмитрия Степановича Постигова, которую также звали Валентиной, рабочей прядильной фабрики на Пролетарской мануфактуре. Она рассказывала, что его работы на проходящей в городе выставке заметил известный фабрикант Иван Морозов – потомок Саввы Морозова. Он и пригласил Дмитрия Степановича Постигова работать на Тверскую мануфактуру в качестве рисовальщика (так тогда фабриканты именовали художников по тканям) с окладом в 2400 рублей. Ведь именно от мастерства рисовальщика во многом зависел успех предприятия.

Дедушка работал на отбельно-красильно-набивной фабрике, которая принадлежала «Товариществу Тверской мануфактуры». Сохранилось несколько рисунков с несложной цветочной росписью, которые предназначались для платков небольших размеров.

Приехал он не один, а с сыном – подростком Анатолием, которому было тогда всего 14 лет, и тем не менее он был принят на должность подмастерья - рисовальщика у своего отца. Вместе с ним на этой фабрике, выпускавшей платья, постельное бельё и т.д., работали ещё три человека, в том числе два немца и Яков Иванович Сундуков, с родственницей которого мне удалось познакомиться на выставке инсталляции в библиотеке им. Горького в прошлом году. Надо сказать, что и дед, и дядя Толя – самоучки, но благодаря своему упорству и в оправдание своей фамилии быстро овладевали ремеслом.

А вообще рисование в семье Постиговых – наследственное дело. Еще отец Дмитрия Постигова Степан (подлинная фамилия Васильев), будучи подпаском барского стада в одной из деревень Рязанской губернии, не мог оторваться от сбора полевых цветов, восхищаясь разнообразием и богатством естественных красок. Его мать в сердцах однажды сказала: «нет у тебя таланту к крестьянству, и в кого ты уродился». Отец упросил управляющего отпустить Степана на оброк и отвез в Москву на ситценабивную фабрику. Он учился живописи у известных мастеров своего дела. Легенда гласит, что они, шутя, заметили: «Постигаешь ты славно искусство… Постигай, постигай!». От этого и пошло сначала прозвище Постигов, а потом и фамилия прижилась. Спустя несколько лет туда придут работать вместе с отцом и его сыновья Нил, Анатолий и младший Дмитрий.
Нил стал великолепным мастером академического рисунка. В фабричном музее Павловского Посада есть несколько его работ, в их числе платок под названием «Огненный»: на темном фоне россыпь точно живых ярко-алых роз. Кроме того, он является автором знаменитых шалей «Разводная» и «Подкова», рисунки которых, кстати, до сих пор остаются популярными среди ценителей павловопосадского наследия.

Особенно любимыми были «восточные» мотивы. Мама рассказывала, что дед Дмитрий Постигов привез турецкие «огурцы» с фабрики Павловского Посада и они прекрасно прижились на морозовских ситцах.

После революции, к сожалению, дед прожил совсем недолго. Проблемы с сердцем начались, когда, возвращаясь с работы домой, он увидел, как группа рабочих с криками «буржуй» за руки и за ноги бросили служащего фабрики в Тьмаку. Ведь подобное могло случиться и с ним, судя по всему семья была довольно зажиточной. Деду дали квартиру, в которой было семь комнат. У них даже была своя повозка с лошадью, на которой возили сыновей в училище, а мою маму в Мариинскую гимназию. С ними в одном доме жила семья Бориса Полевого.

После смерти деда родные остались в Калинине. Из квартиры новое руководство устроило коммуналку, и жена Дмитрия Степановича вынуждена была перебраться в дом на 6-й улице Красной слободы, купленный от продажи недвижимости в Павловском Посаде. Сыновья Анатолий и Леонид стали художниками и состояли в Товариществе калининских художников, а Анатолий Постигов даже являлся первым председателем Калининской организации Союза художников РСФСР. Он - автор панно, подаренного XV съезду ВКП(б) текстильщиками Твери в декабре 1927 года, на котором изображён вождь мирового пролетариата. Оно сделано в необычной технике: аппликация дополнена вкраплением засушенных трав и зерен.

Несколько лет назад меня разыскали родственники по линии Нила Степановича, заинтересовавшиеся «тверской линией» Постиговых, и «заразили» изучением истории моей семьи. Ведь я – потомок известных мастеров, которые стояли у истоков создания уникальной коллекции павловопосадских платков и тверских тканей.

Валентина Васильевна Лепетинская

© 1998-2024 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького
Краеведческий информационный центр
(4822) 32-19-33
kraeved@tverlib.ru