Владимир Михайлович Конашевич

Владимир Михайлович Конашевич (1888 - 1963) - русский и советский художник, график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации.

Родной город Владимира Конашевича - Новочеркасск, здесь он прожил первые 10 лет своей жизни. Позднее семья будущего художника переехала в Чернигов. Однако в детстве будущий мастер и не помышлял о профессиональном занятии живописью. Но, побывав в мечтах и смелым воином, и известным путешественником, он как-то незаметно, отображая на бумаге свои представления о дальних странах и сражениях, пристрастился к рисованию и очень скоро уже не представлял своей жизни без него. Поэтому вполне естественно, что, обучаясь в Черниговском реальном училище, подросток начал брать частные уроки у местных художников. В 1908 году Владимир поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, одно из самых престижных художественных учебных заведений в Российской империи, и проучился там положенные пять лет. Его преподавателями были К.А. Коровин, Л.О. Пастернак, С.В. Малютин - известные живописцы и графики, своим творчеством вдохновлявшие Владимира и заложившие основу будущих успехов его мастерских иллюстраций.

Закончив училище и переехав в Петроград, Владимир Конашевич несколько лет посвятил декоративным работам, принимал участие в росписи Юсуповского и Павловского дворцов, а также петербургских частных особняков. Он руководил литографской мастерской, занимался реставрационными работами и, конечно, творил. Некоторые серии его литографий и рисунков позднее были приобретены Третьяковской галереей и Русским музеем, отмечены на международных выставках.

В 1918 году Конашевич создал свои первые книжные иллюстрации - это была «Азбука в рисунках». Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Владимир Михайлович писал жене, уехавшей с ней, когда она была ребенком, к родным на Урал и застрявшей там на долгое время (Урал оказался отрезан армией Колчака). «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже 4 года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием "Азбука в рисунках"».

Видимо, посчитав законченную работу над «Азбукой» лишь эпизодом своей творческой деятельности, Конашевич впоследствии достаточно продолжительное время занимался иллюстрацией взрослой литературы, сотрудничая с различными издательствами. Так в его оформлении в издательстве «Academia» выходят воспоминания А.А. Григорьева, книга М.А. Бекетовой, посвященная Александру Блоку, переписка Л.Н. Толстого с Н.Н. Ге. Именно для этого издательства он иллюстрирует произведения Плавта, Вольтера, Г. Гейне, Р. Шеридана, А.-Ф. Прево, А.П. Чехова.

И все-таки самое большое место в его творчестве занимает работа над оформлением детских книг. Он создает иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм. Знакомство художника с К.И. Чуковским, переросшее затем в дружбу и многолетнее сотрудничество, привело к созданию иллюстраций к книгам «Мухина свадьба», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон» и др. А в 1935 году издательство  «Academia» выпускает роскошный сборник сказок К.И. Чуковского с  рисунками Конашевича в количестве 15300 экземпляров. «В каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты – огромное в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям», - писал Корней Иванович Чуковский своему другу. Но именно из-за этой книги Конашевич подвергся несправедливым нападкам в статье «О художниках-пачкунах», опубликованной в газете «Правда», развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги.  Надо отметить, что компания, в которой оказался Конашевич, на сегодняшний день вызвала бы зависть у любого профессионала: тут и Татьяна Маврина, и Владимир Лебедев, и Юрий Васнецов - признанные мастера своего дела. Владимир Михайлович глубоко переживал нападки. Однако, это не значит, что его творческая деятельность прекратилась. Напротив, он стал еще серьезнее относиться к своей работе.

В 1941 году художник, имея возможность эвакуироваться в глубь страны, переселился из Павловска в Ленинград и провёл здесь всю блокаду. Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве.

1945-й победный год оказался для Конашевича необычайно счастливым. Закончилась война. Прекратились нападки в прессе. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он защитил докторскую диссертацию по искусствоведению и преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Е.И. Репина. Началась мирная, ничем не омрачаемая жизнь - и новое творчество...

«Длинный ряд исканий и сомнений, длинный, но (к счастью!) не непрерывный ряд неудач и не так уж много того, что можно посчитать удачей, - вот как представляется мне мой путь в детской книге теперь, когда я оборачиваюсь назад», - писал в своих воспоминаниях художник.

Скончался «добрый мастер сказки» в Ленинграде 27 февраля 1963 года и был похоронен на Богословском кладбище. Книги с его завораживающими рисунками переиздаются до сих пор.

Конашевич В.М. О себе и о своем деле: воспоминания, статьи, письма (с приложением воспоминаний о художнике) / В.М. Конашевич ; сост., подгот. текста и примеч. Ю. Молока ; предисл. К. Федина. - Москва : Детская литература, 1968. - 495 с. : ил.

Молок Ю.А. Владимир Михайлович Конашевич / Ю.А. Молок. - Ленинград : Художник РСФСР, 1969. - 335 с. : ил.

Федосова Т. В.М. Конашевич: яркая творческая жизнь // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 66-75.