«Academia» в датах и фактах

В любой библиотеке, в любом частном собрании книги издательства «Academia» занимают почетное место. Всего пятнадцать лет выходили в свет издания этого уникального учреждения, но и сегодня они являются гордостью отечественной науки и культуры.

Название издательства появилось неспроста – первой его крупной акцией стал выпуск в свет собрания сочинений древнегреческого философа Платона, основателя школы в роще Академия под Афинами. Фирменный знак новой издающей организации разработал художник Г.П. Любарский.

Принято деление работы издательства на два периода: ленинградский (1921-1928) и московский (1929-1937). Руководство издательством в ленинградский период осуществлял Александр Александрович Кроленко, основную часть московского периода директором «Academia» был Лев Борисович Каменев.

В ленинградский период своей деятельности издательство вырабатывало те организационные и идеологические принципы, на которых оно строило свою работу и в дальнейшем. Принципы эти сводились к постепенному расширению читательской аудитории, популяризации изданий высокой классики с помощью предисловий и комментариев. В этот период определились основные направления книгоиздания, принципы отбора литературных произведений, формы подачи и научной подготовки текста, осуществлен перевод многих книг зарубежных авторов, намечена программа выпуска на несколько лет вперед. Тематика выпускаемых книг отличалась большим разнообразием. Выходили научно-популярные серии, книги по экономике, праву, шахматам, литературоведению, театроведению, киноискусству.

Книги издательства прочно заняли свою нишу в книжной продукции страны и стали заметным культурным явлением. Их знали уже не только в родном отечестве, но и за рубежом. Продукция «Academia» достойно отражала культурные достижения России на международных книжных выставках в Праге (1924), Лейпциге (1927) и Кёльне (1928). Важную роль в становлении издательства сыграли А.А. Кроленко, А.Н. Тихонов, Э.Л. Радлов, А.А. Франковский. Большой вклад в деятельность организации внес А.М. Горький, чьи идеи получили в «Academia» свое воплощение и развитие.

В 1929 году издательство переезжает в Москву, происходит кардинальная перестройка его деятельности. Позднее были созданы специализированные серийные редакции: «Античная литература», «Литература Востока», «Литература средневековья», «Испанская и португальская литература», «Английская литература», «Итальянская литература», «Французская литература», «Социальные утопии», «Предшественники и классики атеизма», «Русские мемуары, дневники, письма и материалы», «Иностранные мемуары, дневники, письма и материалы», «Фольклор» и др.

При подготовке произведений к выпуску издательство выполняло огромную текстологическую и комментаторскую работу, привлекало к сотрудничеству лучших специалистов. Книги выпускались на высоком научном уровне. Среди составителей, переводчиков, авторов предисловий и комментаторов были теоретик искусства, философ и переводчик Г.Г. Шпет, президент Государственной академии художественных наук П.С. Коган, профессора В.И. Невский и И.В. Розанов, историк Е.В. Тарле, поэты и писатели А.А. Ахматова, Е.И. Замятин, М.Л. Лозинский, музыковед И.И. Соллертинский и многие другие.

Форма соответствовала содержанию: многие книги «Academia» оформлены с неповторимым изяществом и блеском, художникам издательства удалось достигнуть гармонии содержания и полиграфического искусства. Так для оформления «Калевалы» (1933) были приглашены П.Н. Филонов и его единомышленники. По рекомендации А.М. Горького над иллюстрациями для «Слова о полку Игореве» работал палешанин Иван Голиков. Ряд великолепных иллюстраций подготовил для издательства художник В.А. Фаворский, в том числе знаменитые гравюры к собранию сочинений П. Мериме.

Казалось, что издательская деятельность «Academia» протекает гладко и благополучно. Но тоталитаризм с неизбежностью вступал в противоречия с подлинными ценностями. Многие сотрудники издательства стали жертвами политических репрессий. Среди них – директор издательства Л.Б. Каменев, редактор отдела «Иностранные мемуары» И.Т. Смилга, редактор отдела «Русские мемуары» и директор Библиотеки СССР им. В.И. Ленина В.И. Невский, последний заведующий издательством большевик Я.Д. Янсон, академик В.Н. Перетц, философ Г.Г. Шпет, литературовед и переводчик М.А. Петровский, академик И.К. Луппол, философ и историк Л.П. Карсавин и многие другие. Но не только люди оказывались в тюрьмах и лагерях и погибали там. Многие книги, подготовленные к печати «врагами народа», оказывались в спецхранах, изымались из массовых библиотек. В 30-е годы была уничтожена большая часть тиража таких книг «Academia», как «Бесы» Ф.М. Достоевского, «Словарь псевдонимов русских писателей и ученых» И.Ф. Масанова, «Воспоминания деятеля 1848 года» С. Борна. Среди репрессированных книг оказались и «Сказки. Песни. Загадки» С.Я. Маршака. Из «Сказок» К.И. Чуковского был изъят «Крокодил», а тираж книги в оформлении В.М. Конашевича до читателя не дошел. Из многих изданий варварски вырезались предисловия, написанные репрессированными авторами, с титульных листов тщательно вымарывались их имена.

Но издательство продолжало работать и осуществлять новые проекты.

«Academia» выпустила ряд поистине уникальных книг. Среди них «Евгений Онегин» А.С. Пушкина с рисунками Н.В. Кузьмина (1933). Сам художник подчеркивал, что он «не подражал… рисункам Пушкина, а лишь следовал методу его рисования порой сразу без карандашного контура». Это был рисунок, передающий суть авторской мысли и тем самым пушкинских рисунков.

Поистине уникален сборник «Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции», изданный в серии «Испанская и португальская литература» в 1934 году. Его подготовил поэт-футурист, музыкант, историк и теоретик танца В.Я. Парнах. Он включил в книгу стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафе, протоколы, обвинительные акты, приговоры. Директор издательства Л.Б. Каменев и составитель В.Я. Парнах совершили немыслимое, выпустив в разгар репрессий против деятелей культуры эту книгу-предупреждение.

В 1937 году издательство прекратило научно-просветительскую деятельность. Но еще два года выходили тома с пометкой «Книга подготовлена издательством «Academia». За пятнадцать лет активной деятельности «Academia» превратилась из издательства Философского общества при Петроградском университете, призванного обслуживать интересы научной элиты, в универсальное издательство мирового уровня. «Academia» выпустила в свет свыше 900 наименований книг русской и мировой классики, мемуары, труды по искусству и литературоведению, знакомила читателей с актуальными проблемами науки, техники, общественной мысли. Объективно издательство выступило в роли хранителя общечеловеческих ценностей и в этом смысле работало не только на современников, но и для будущих поколений.

Издательство «Academia» в датах и фактах

1921 - 1922

1923 - 1925

1926 - 1927

1928 - 1929

1930 - 1931

1932

1933

1934

1935

1936 - 1937