Александр Александрович Кроленко

«Пушкой большого калибра» шутливо называли сотрудники издательства «Academia» своего директора Александра Александровича Кроленко (1889 - 1970). В этой шутливой метафоре удивительно много верного. Одержимость мечтой о «построении» образцовой книги, наилучшим образом приспособленной к использованию ее читателями, одухотворяла всю деятельность А.А. Кроленко как книгоиздателя и книговеда. Она помогала ему чутко реагировать на любые изменения в спросе на книгу, тактично и вместе с тем твердо предъявлять самые высокие требования к качеству литературной продукции, поступавшей в издательство, увлекать художников-иллюстраторов замыслом автора, «выбивать» дефицитную бумагу и выполнять еще тысячу других, больших и малых, приятных и тягостных обязанностей книгоиздателя. Первому директору «Academia» не довелось до конца реализовать все свои планы и замыслы, однако за восемь лет выпестованное им детище превратилось, по словам Н.А. Рубакина, в «одно из самых замечательных, оригинальных, полезнейших современных издательств».

Александр Александрович Кроленко родился 6 (19) августа 1889 года в тихом украинском городке Ромны. Богатая отцовская библиотека рано пробудила во впечатлительном мальчике любовь к чтению. Он и сам пытался писать детективные пьесы, доставлявшие немало радости сверстникам. После окончания реального училища Кроленко, следуя семейной традиции, поступил в Петербургский технологический институт. Однако специальность инженера пришлась ему не по душе, и он перевелся на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого стал помощником присяжного поверенного Петербургской окружной судебной палаты. Но не долго продолжалась практика молодого адвоката. Началась Первая мировая война, и Кроленко призвали в армию...

Позади остались всколыхнувшие весь мир дни Октября, наступление Юденича, голод, тиф. Жизнь в революционном Петрограде начинала постепенно входить в мирное русло. В эти дни у прилавков книжных магазинов, у «развалов» букинистов нередко можно было встретить подтянутого мужчину в военной форме. Здесь же завязывались оживленные беседы, споры, знакомства с такими же, как и он, завзятыми книжниками. И не случайно, когда в 1920 году возник вопрос о замещении должности заведующего библиотечным сектором Петроградского военного округа, Кроленко пригласили возглавить работу с книгой среди красноармейцев. Это были только подступы к главному делу жизни Александра Александровича.

В первые же месяцы НЭПа в Петрограде выросли десятки кооперативных и частных книгоиздательств. Издательский бум приобрел характер подлинной эпидемии. Только за один день, 17 февраля 1922 года, Коллегией Петрогосиздата было зарегистрировано 35 издательств. Большинство из них исчезли, не оставив заметного следа в истории отечественного книгопечатания. Редким и счастливым исключением было издательство Философского общества при Петроградском университете «Academia», задуманное в декабре 1921 года.

Приступая к реализации давно задуманного плана издания полного собрания сочинений Платона в новых переводах, с вводными статьями и комментариями крупнейших историков философии, правление Общества поручило членам инициативной группы Н.В. Болдыреву, Э.Л. Радлову и А.А. Франковскому подыскать на должность директора нового издательства энергичного организатора, знающего и любящего книжное дело. Их выбор пал на А.А. Кроленко. Давняя мечта Александра Александровича о «построении» образцовой книги обрела наконец под собой реальную почву. Однако начинать дело пришлось практически с нуля. Ни оборотных средств, ни бумаги, ни помещения у издательства не было. Книги (и диалоги Платона, и монографии о новейших достижениях науки и техники, и даже собрания сочинений французских писателей Анри де Ренье и Жиля Ромена), рассчитанные на узкий круг знатоков, почти не приносили прибыли. Однако издательство выжило. И прежде всего - благодаря необыкновенной энергии и энтузиазму своего руководителя. Многим ученым, писателям, переводчикам, художникам запомнилась тесная комнатенка бывшей «швейцарской» на Литейном проспекте - «резиденция» Кроленко - и ее всегда благожелательный, разносторонне эрудированный, остроумный хозяин. Даже беглый просмотр рукописи позволял опытному издателю определить ее пригодность и ценность для основного потребителя книжной продукции «Academia» - молодой советской интеллигенции. Принятая к изданию работа немедленно попадала в руки требовательных редакторов - А.А. Франковского, А.А. Смирнова, Ф.К. Сологуба и др. Особое внимание директор «Academia» уделял вопросам внешнего оформления издаваемых книг. Он контролировал выбор бумаги, переплетной ткани, шрифтов, следил за полиграфическим исполнением книги. Сестра Кроленко Л.А. Рождественская вспоминала, что он мог целыми днями бегать по магазинам, разыскивая одному ему ведомый шелк цвета океанской волны для переплета книги о Гулливере, он же подобрал для нее подходящий шрифт - елизаветинский петит. Его одержимость передавалась не только штатным сотрудникам, но и всем, причастным к деятельности издательства. Рукопись становилась книгой за полтора, максимум два месяца.

Постепенно определился тематический профиль издательства, и основное внимание было сосредоточено на выпуске книг по теории литературы и искусства (это объяснялось тем, что в конце 1923 года издательство было передано в распоряжение Государственного института истории искусств). Образцовое издание, полагал Кроленко, непременно должно быть серийным, и в издательстве создаются серии «Вопросы поэтики», «Поэтика», «Мастера современной литературы», «Русский театр», «Русская музыка» и др. В 1927 году издательство приступило к изданию серий «Сокровища мировой литературы», «Памятники литературного быта» и «Театральные мемуары». Именно в них особенно ярко воплотилась мечта Кроленко о создании образцовой книги. Здесь появились сочинения Апулея и Боккаччо, Свифта и Дефо, сказки «Тысячи и одной ночи», «Ирландские саги», воспоминания Авдотьи Панаевой, «Несобранные рассказы» Чехова...

В 1929 году издательство «Academia» переводят в Москву. Им стали руководить другие люди. Ее бывший директор не захотел расставаться с Ленинградом. Горечь утраты заглушала мысль о том, что выпестованное им детище перешло в надежные руки, под отеческий присмотр А.М. Горького. Любопытно, что созданный Кроленко тип издания «Academia» был настолько своеобразен и совершенен, настолько отвечал вкусам читателей, что остался практически без изменения и в московский период издательства, завершившийся в 1938 году.

После «Academia» Кроленко работал ленинградским представителем Государственного издательства художественной литературы и «Федерации», заведовал издательской частью Академического театра драмы им. А.С. Пушкина и Малого оперного театра. В годы блокады он вернулся к своей первой специальности юриста и занимался этим делом до выхода на пенсию в 1952 году.

Еще во время работы в «Academia» Александр Александрович много времени уделял теоретическим исследованиям в области книжного дела, пытаясь обобщить и свой личный издательский опыт. Он подготовил и опубликовал целый ряд статей об основных проблемах книговедения в связи с развитием книжного дела, задумал большую монографию, посвященную «искусству книжного строительства», над которой работал до конца жизни. Труд так и не был доведен до конца, но в многочисленных подготовительных материалах сохранились чрезвычайно ценные соображения о правильном выборе типа книги, о композиции и оформлении, о соотношении основного текста и вспомогательных материалов, языке и стиле образцовой книги.

Основатель «Academia» никогда не был кабинетным затворником. В последние годы жизни его можно было часто встретить в аудиториях Ленинградского библиотечного института им. Н.К. Крупской, Института театра, музыки и кинематографии, где А.А. Кроленко читал факультативные курсы по редакционно-издательскому делу, на заседаниях библиофильских объединений Ленинграда, в редакциях ленинградских и московских издательств. Двери квартиры Кроленко на улице Дзержинского всегда были гостеприимно открыты для книговедов, художников, артистов.

7 августа 1970 года Александр Александрович Кроленко ушел из жизни. Но остались и еще долго будут служить людям творения замечательного «архитектора книги» - изящные томики с маркой «Academia».

 

Крылов В.В. Издательство «Academia»: люди и книги. 1921-1938-1991 / В.В. Крылов, Е.В. Кичатова ; под общ. ред. В.А. Попова. - Москва : Academia, 2004. - 321 с. : ил.

Мартынов И.Ф. Александр Александрович Кроленко / И.Ф. Мартынов, Е.Д. Кукушкина // Книга: исследования и материалы. - Москва, 1974. - Сб. 28. - С. 178 - 190.

Острой О.С. Кроленко Александр Александрович // Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры : биогр. словарь : в 2 т. - Санкт-Петербург, 1999. - Т. 2. Российская Публичная библиотека - Государственная Публичная библиотека в Ленинграде. 1918 - 1930. - С. 369 - 372.

Толстяков А.П. А.А. Кроленко // Памятные книжные даты. 1989. - Москва, 1989. - С. 229 - 234.