Корсунско-Богородицкая (Торопецкая) икона
Древний город Торопец входит в список сорока малых исторических городов России. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1074 годом как пограничный город Смоленского княжества. Образование Торопецкого княжества следует отнести к началу 1167 года. Первым князем Торопца был Мстислав Храбрый — сын Смоленского князя Ростислава. После его смерти город перешел к его сыну Мстиславу, прозванному Удатным. Отец благоверного князя Александра Невского князь Ярослав Всеволодович был женат на его дочери Ярославе-Феодосии.
В 1239 году восемнадцатилетний Александр Ярославич, князь новгородский, вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Васильковича Александре (по мнению историка В.И. Татищева её имя — Параскевия). Ряд авторов придерживаются версии о втором браке Александра Невского около 1252 года с княжною Дарьей (в монашестве Васса), дочери рязанского князя Изяслава Владимировича. По причине отсутствия в летописях сведений о второй супруге князя, предположение не было принято историками как научно доказанный факт.
Первый свадебный пир, называемый тогда «кашей», состоялся сначала в Торопце, городе его деда Мстислава Удатного, находящегося на полпути от Полоцка к Новгороду, а затем — в Новгороде.
Почему венчание и первая «каша» происходили в Торопце? Исследователи считают, что главные торжества могли свидетельствовать о претензиях Александра Невского на город, как материнское наследство торопецкой княгини Ростиславы-Феодосии. Венчание, вероятно, проходила в соборном храме Торопца на Малом городище — детинце Торопца этого времени. Настоятель Корсунско-Богородицкого собора в городе протоиерей Владимир Щукин (1856-1911) в своём труде «Историко-статистический очерк Торопца» писал: «Ещё в 13 столетии в Торопце упоминается собор из «дуба», в котором в 1239 г. венчался святой Александр Невский». В древнем Торопце до половины 14 века было 4 церкви: Егорьевская, Борисоглебская, Пятницкая и Рождества Иоанна Предтечи». По всей вероятности, главной и древнейшей их этих церквей была церковь во имя «страстотерпца Христова Георгия (Георгиевская), которая была в 16 веке главнейшей. Но с уверенностью назвать её местом венчания бездоказательно.
О церемонии в Торопце летописец записал в Новгородской первой летописи старшего и младшего извода (по Синодальному списку): «В лъто 6747 . Оженися князь Олександръ, сынъ Ярославль в Новъгородъ, поя в Полотьскъ у Брячьслава дчерь, и вънчася в Торопчи; ту кашю чини, а в Новъгородъ другую. Того же лъта князь Александръ с новгородци сруби городци по Шелонъ». После двух пиров - в Торопце, а потом — в Новгороде Александр Ярославич приступил к укреплению западных границ Новгородских владений, возводя «городки» (городци), как написано в летописи.
Об этом значимом событии свидетельствует и запись в знаменитой "Степенной книге царского родословия , составленной в Москве по благословлению митрополита Московского и всея Руси Макария для царя Ивана IV Васильевича Грозного с 1560 по 1563 годы. «В тогдашнее же время пресловущий в державных сын его, Великий Князь Александр, законному браку сочтася, поят себе супружницу, дщерь Полотскаго Князя Брячислава, с неюже венчан бысть во граде Торопце. Пришед же в Новгород и ту брак торжествова светло. Тогда же Новоградскими людьми и град в Шелони постави» (текст из книги историка, профессора Московского Императорского университета, торопчанина по происхождению Ивана Ивановича Побойнина «Торопецкая старина» (М.,1902).
Согласно преданию, полоцкая княжна Александра привезла с собой и подарила жителям города икону Корсунской Богоматери. Первое упоминание о ней содержится в Житии святой Евфросинии Полоцкой и в Степенной книге, где она названа Ефесской.
Среди красивых легенд, бытующих в древнем городе Торопце, — история происхождения чудотворной иконы Корсунской Божией Матери «Одигитрия», названной Торопецкой. "Одигитрия" имела и другие имена: "Эфесская", "Корсунская", "Полоцкая", "Царьградская", "Торопецкая". Её происхождение породило многочисленные научные споры. Искусствоведы «приписывают памятник, то византийскому мастеру, то русскому — полоцкому, смоленскому или псковскому». При каких обстоятельствах икона появилась в Торопце?
По одной версии, икону привёз князь Владимир из крымского Корсуня (Херсонеса) перед крещением Руси. По второй, из трёх икон, написанных по преданию евангелистом Лукою по просьбе преподобной Ефросинии Полоцкой (около 1101/02 — после1167), прислал византийский император Мануил (его сын был женат на её сестре) для украшения храма в основанном княжной Богородичном мужском монастыре в Полоцке. В Торопец из Полоцка образ привезла невеста благоверного князя Александра Ярославича в 1239 году. В память о венчании икона была оставлена в соборной церкви Торопца, где совершался обряд.
Корсунская икона Божией Матери со дня появления её в Торопце и по настоящее время - главнейшая из всех торопецких святынь. С XVII века чудотворный образ был в Корсунском соборе г. Торопца Псковской губернии (ныне Тверская область). В 1921-ом году его передали в Торопецкий краеведческий музей. С 1936 до 2009 года икона находилась в запасниках Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. В настоящее время она находится в посёлке Княжье Озеро Истринского района Московской области.
Сложно сказать, когда икона оказалась в Торопце из-за отсутствия «...городских описей и переписных книг вплоть до XVII века» (мнение научного сотрудника Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге Ирины Шалиной). По преданию, икона находилась в соборе уже в XVI веке. Торопчане ожидали приезда в Торопец царя Ивана Грозного. Страх за реликвию, которую он мог бы забрать с собой в Москву, заставил горожан просить иконописца изготовить копию. Оригинал иконы долгое время находился за престолом в соборе, а двойник — временно занимал почётное место чудотворного образа, то есть — по левую сторону царских ворот».
В книге протоиерея Корсунско-Богородицкого собора, Владимира Щукина «Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии» (СПб.,1894), сообщается о перенесении чудотворного образа в Торопец. При этом, автор ссылался на древний рукописный соборный сборник. И.И. Побойнин ознакомился с текстом Степенной книги и не обнаружил вышеприведённый факт. В издании сообщалось только о венчании князя Александра Ярославича с княжной Александрой. По мнению историка — составитель сборника добавил от себя сведения о перенесении святыни в Торопец. С этой информацией можно ознакомиться в его монографии «Торопецкая старина...».
Происхождение Торопецкой (Корсунской) иконы стало объектом многочисленных научных споров. Реставраторам удалось с помощью современных методов атрибутировать период написания иконы и принадлежность мастера к иконописной школе. По заключению специалистов, «...древний образ XII (?) века не сохранился. В XIV в. при неизвестных нам обстоятельствах он был заменен новым памятником, причём написанным псковским мастером. Живопись оборотной стороны вообще не сохранилась до нашего времени, и лишь по поздним описаниям известно, что там в XVII в. был образ св. Николая Чудотворца», пишет в справке об истории иконы Ирина Шалина.* «… со списком древней иконы, сделанным псковским мастером в 1-й пол. XIV в., отождествляют одноименный образ, почитавшийся в Торопце и оказавшийся там, видимо, после захвата Полоцка в 1579 г. войсками Стефана Батория»**. Согласно гипотезе историка И.И. Тюлина, икона является одним из списков чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.
Научные споры о происхождении Корсунской Божией Матери (Торопецкой) нисколько не умоляют ценность чудотворного образа, почитаемого в Торопце на протяжении нескольких веков. В первое воскресенье после 21 июля ежегодно по городу проходит крестный ход, в знак памяти и поклонения чудотворной святыни.
Имя святого благоверного великого князя Александра Невского увековечено в названии улицы и площади в г. Торопце. К 770-й годовщине княжеского венчания в 2009 году уподножия Малого Высокого городища был установлен закладной камень. Совершая экскурсию по Торопцу, вы подойдёте к ещё одному памятному знаку - «Дубу Александра Невского». Согласно местной легенде, после венчания по пути в Новгород, молодожёны остановились на отдых на берегу озера Наговье, что недалеко от села Шешурино (ныне Торопецкий район), где посадили молодой дубок. Дуб сгорел в наше время от удара молнии. Кто-то из торопчан «взял несколько отростков и рассадил их в памятных местах. Так прижился дубок на Красном валу в Торопце».
* Шалина И. Справка : Исторические сведения о Торопецкой (Корсунской) иконе Божией Матери [Электронный ресурс] //CReDO PRESS: [сайт]. - Режим доступа: https://credo.press/108594/?act=news&id=128082
**Шалина И.А. Корсунская икона Эфесская (Торопецкая, Полоцкая, Царьградская) // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. - Москва, 2015. - Т. 38 : Коринф - Крискентия. - С. 172-173 : ил.
Библиография
[Того же лета женился князь Александр Ярославич…] // Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. 1217 - 1241 гг. - Москва, 2009. - Кн. 5. - С. 416 : ил.
Костомаров Н.И. Князь Александр Ярославич Невский // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - 1998. - Т. 1, вып. 1. - С. 180.
Иродионов Петр (священник). О Достопамятных произшествиях в городе Торопце, в древния и новыя времена бывших // Иродионов Петр (священник). Историческия, географическия и политическия известия до города Торопца и его округа касающияся : собраны Петром Иродионовым / подгот. текста и предисл. В.М. Воробьёва. – Тверь, 2012. – С. 13-25.
Семевский М.М. Торопец, уездный город Псковской губернии. 1016-1864 г. : очерк М.И. Семевского. - Санкт-Петербург, 1864. – 140 с.
Щукин Владимир (священник). Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии : (заметки настоятеля собора, священника Владимира Дмитриевича Щукина). - Санкт-Петербург : [б. и.], 1894. - 130 с. : ил.
Побойнин И.И. Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца ХVII в. / исследование Ивана Побойнина ; Изд. Императорского общества истории и древностей Российских при Московском ун-те. - Москва, 1902. - С. 27-29, 120-126.
Щукин Владимир (священник). Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии : (заметки настоятеля собора, священника Владимира Дмитриевича Щукина). - Санкт-Петербург : [б. и.], 1894. - 130 с. : ил.
Малевская М.В. Древний Торопец / М.В. Малевская, Д.И. Фоняков. - 1991. – С. 53, 63-64.
Зуева М.А. Венчание в Торопце Александра Невского // Земля торопецкая : древняя и современная: материалы краеведческих чтений 2003-2010. - Тверь, 2011. - С. 3-7.
Шалина И.А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая : исторические имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов ; Центр восточнохристианской культуры. - Москва, 1996. - С. 200-242 : ил.
Романова А.А. Чудо о иконе Богоматери Корсунской Торопецкой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Санкт-Петербург, 2004. - Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4 : Т-Я. - С. 264-265.
Домбровский Д. Из исследований генеалогии смоленских Ростиславичей : Была ли дочь Мстислава Мстиславича матерью Александра Невского? : возвращение к проблеме // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2006. - № 2. - С. 21-30.
Коняев Н.М. Инвентарный номер ДРЖ-2093 // Русский Дом. - 2010. - № 3. - С. 46-49 : ил.
Нестеренко А.Н. Князь Мстислав Мстиславич Торопецкий (Удалой) // Вопросы истории. - 2017. - № 11. - С. 22-45. - (Исторические портреты).
Никифораки Н.А. ЭОП и атрибуция произведений искусства // Искусство. - 1966. - № 10. - С. 49-51 : ил.
Овсянникова Ю. Под дубом вековым: В Торопце до сих пор жива память о князе Александре Невском // Тверская Жизнь. - 2012. - 29 марта. - С. 21.
Кротов П.А. Ништадтский мир 1721 // Большая Российская энциклопедия / пред. науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. - Москва, 2013. - Т. 23. - С. 91-92 : ил.
Родословие
Александр Невский — выдающийся политик, государственный деятель и великий полководец переломной эпохи российской истории...
Государственный деятель, великий полководец
Великий князь владимирский и новгородский князь Александр Ярославович продолжил и закрепил успехи своего отца по воссозданию государственности российской...
Увековечение имени князя Александра Невского
Александр Невский был канонизирован на Московском соборе в 1547 году...