Перейти к основному содержанию
×

Справка

Шрифт

Интервал

Цветовая схема

Изображения

Мулен-Руж в творчестве Тулуз-Лотрека

попытался сделать то, что верно и не идеально
А. Тулуз-Лотрек

Особенную роль в творчестве Анри де Тулуз-Лотрека сыграл буквально купающийся в  богемной атмосфере Монмартр, и особенно кабаре «Мулен-Руж», где художник проводил немало времени, наблюдая за артистами и посетителями и создавая свои знаменитые работы.

Здесь, среди циркачей, певиц, танцовщиков и различного рода молодых дарований, чья гениальность спорит с маргинальностью, он чувствует себя своим. Вглядываясь в лица, фигуры и судьбы этого разношерстного общества, где каждому приходится отчаянно сражаться с судьбой, Лотрек переносит на свои полотна эти странные вплоть до гротеска тела, страсти и души столь великолепно неповторимые, если вглядеться пристальней. Весь этот странный и причудливый мир, где все - зрители, и, одновременно, все - актеры, становится миром Тулуз-Лотрека.

В своих работах художник стремится главным образом отобразить чувства героев, их характер и настроение. И фантасмагорическое нереальное освещение, и гротескные, почти карикатурные позы, и контрасты света и цвета, все подчинено одной цели – выявлению характера персонажа и сиюминутной неповторимости его переживаний. И потому его танцоры, певицы и завсегдатаи кабаков изображены очень живо и эмоционально, при этом нарисованы в очень декоративной плакатной манере.

Со временем перед Лотреком открывается новое поле деятельности: хозяева «Мулен-Руж» Жозеф Оллер и Шарль Зидлер предлагают ему подготовить к открытию сезона афишу с рекламой их кабаре. Именно здесь, в плакатах и афишах, с наибольшей яркостью и полнотой раскрылись особенности дарования художника. И его по праву можно считать одним из основоположников этого жанра.

Его стремление и умение в позе, в тоне, в неожиданном ракурсе раскрыть индивидуальность и придать портретному сходству, доведенному до гротеска, черты символа, наиболее точно отражали стремления самих героев его плакатов – стать символом в глазах зрителей. Декоративные, яркие, «кричащие» краски, изломанные завораживающие линии, похожие на мелодию и подчеркивающие ритм, пренебрежение к перспективе в угоду выразительности точно схваченного мгновения на его плакатах прерывает будничное течение жизни и втягивает в причудливый и гротескный мир кабаре.

Многие известные и интересные работы Тулуз-Лотрека связаны именно с Мулен-Руж. Первая афиша кабаре, изображающая двух известнейших в то время танцоров Ла Гулю и Валантена ле Дезоссе, схваченных в самом разгаре кадрили в совершенно неожиданных позах, сделала художника по-настоящему знаменитым. На плакатах Лотрека часто можно увидеть Ла Гулю и других танцоров, ярких и красочных в окружении контрастно темных силуэтов зрителей. На одной из лучших литографий «Англичанин в «Мулен-Руж» и знаменитом полотне «В «Мулен-Руж» Лотрек ярко изобразил характер завсегдатаев кабаре в повседневной обстановке. Многие из посетителей, изображенных художником, были его приятели.

Лотрек исполнил в живописи и графике многочисленные портреты актрис, певиц, танцовщиц. Героинями его работ стали Луиза Вебер (она же Ла Гулю), Жанна Авриль и другие. Одной из самых известных работ, изображающих знаменитую танцовщицу Ла Гулю, является «Мавританский танец». Звезда «Мулен-Руж» изображена на сцене в глубине картины, она поглощена своим танцем. А зрители на первом плане представляют собой прекрасный групповой портрет. Всех изображенных Тулуз-Лотрек объединил общей причудливой линией, как бы вплетая все эти образы в канву всего композиционного строя.

На картинах «Пересохшая глотка», «Салон на улице Мулен», «Эти прекрасные дамы» художник с фантастической силой и комизмом передал причудливые сцены ночной жизни в «Мулен Руж».

Своей необычной и яркой живописной манерой, отраженной в картинах, плакатах, афишах и литографиях, Лотрек предвосхищает и открывает новый стиль грядущей эпохи – модерн или арт нуво.

Литература