Новоторжский Борисоглебский
мужской монастырь
в книгах из фондов ТОУНБ им. А.М. Горького

Репринтное воспроизведение издания состоялось по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предлагаемая рукопись «Книга глаголемая...» была составлена неизвестным автором, который жил на рубеже XVI - XVII вв. Она хранится в фонде Государственной Публичной Исторической библиотеки России в Москве. На протяжении более двух столетий Списки рукописи дополнялись разными лицами. И в 1888 году состоялась первая её публикация с дополнениями историка церкви и специалиста по агиографии Михаила Владимировича Толстого (1812 - 1896), который взял за основу в своей работе рукопись, хранившуюся в библиотеке Московской Духовной Академии. Данное издание представляет своеобразный каталог прославленных церковью и местночтимых святых, начиная со святой великой княгини Ольги, заканчивая святым Тихоном, Воронежским, чудотворцем Задонским. Всего 477 описаний российских святых. Среди представленных жизнеописаний «Града Новоторжска Святые»: преподобный Ефрем архимандрит Борисоглебского монастыря, преподобный Аркадий келейник его, преподобный Константин строитель монастыря (сведения о нем не найдены), святой князь Симеон Вяземский и святая благоверная Иулиания Новоторжская чудотворица. Вы также познакомитесь с «Града Твери Святыми» и «Града Кашина Святыми». Фундаментальный труд востребован исследователями.
Патерик (от греческого «Патерикон») – сборник повествований о жизни и подвигах христианских святых. «Тверской Патерик» - важнейшая книга по церковной истории Верхневолжья и ценнейшее исследование житийной литературы. В структуре статьи, посвящённой Ефрему Новоторжскому, жизнеописание, история почитания и канонизации. Автор Патерика – архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Дмитрий Иванович Самбикин ; 1839-1908) возглавлял Тверскую епархию в 1896-1905 гг. (с 1905 г. архиепископ Казанский и Свияжский). Перу архиепископа Димитрия, почётного члена Тверской Учёной Архивной Комиссии, принадлежит целый ряд исследований по истории Тверского края. Данное переиздание предпринято по оригиналу: Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Казанский и Свияжский). Тверской патерик : крат. сведения о твер. местно чтимых святых. - Казань : Церк. ист.-археол. о-во Казан. епархии, 1908. - 223, 16 с., [1] л. ил.. Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1908. С. 112.
Художественное оформление издания выполнено народным художником Российской Федерации (2019), почётным членом Российской Академии художеств (2017) Людмилой Юга. Художник издала и оформила более 20 крупных проектов художественно-исторического и духовного содержания. Она иллюстрирует и издаёт жития местночтимых святых Тверской земли. В 2014 году Людмила Георгиевна создала серию работ «Житие Ефрема Новоторжского».
«Начало города Торжка, - пишет Илиодор, - сокрыто во мраке давно минувших столетий, и все летописи о сём молчат». Но первому летописцу Торжка, как его называют исследователи, удалось написать увлекательную книгу об одном из древнейших российских городов, используя в своей работе уникальные источники. Родился Илия (1798 - 1865), будущий иеромонах Илиодор, в семье новоторжского диакона. До перевода в 1853 г. в Николо-Теребенскую пустынь (ныне Максатихинский район) был управляющим в Новоторжском Борисоглебском монастыре. Книга, впервые изданная в Твери в 1860 году, сразу стала библиографической редкостью. Значимое место в истории Торжка отводится чудотворцу и подвижнику Ефрему Новоторжскому, о котором он пишет: «...преподобный Ефрем, бывший в боярском чину конюшим у благоверных князей Бориса и Глеба, прибыв в город Торжок в 1015 году, не мог не основать в нём монастыря, если бы не нашёл здесь многих и усердных христиан, которые при содействии его самого, умели соорудить едва ли не первую не только в Торжке, даже в целой России, каменную изрядную <...> церковь <...>. Святые мощи его прославлены были нетлением в 1572 г. в царствование Иоанна Васильевича Грозного». В разделе «Монастыри» - история Борисоглебского монастыря до середины XIX века.
Автор пишет и о прославлении преподобного Ефрема в Торжке. В честь чудотворца в городе проходил большой крестный ход, установленный в 1690 году по случаю перенесения святых мощей чудотворца из каменного гроба в деревянную раку. Торжественное церковное шествие совершалось 11 июня (ст.ст.) из Преображенского собора в Борисоглебский монастырь. Мощи покоились на правой стороне за клиросом «с главою брата его мученика Георгия, убиенного вместе с князем Борисом...» в новом Борисоглебском соборе, заложенном 9 июня (ст.ст.) 1785 года в присутствии императрицы Екатерины Великой, следовавшей из Москвы через Торжок в Санкт-Петербург. Кратко представлена биография преподобного Аркадия Новоторжского, келейника и ученика преподобного Ефрема. Его мощи также хранились в Борисоглебском соборе монастыря.
Источниками сведений о Ефреме и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII веке Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Ефрема в 1690 году. Наиболее широкое распространение в списках получило Житие. Древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, в XIV в. было увезено в Тверь после одного из нападений на Торжок дружины великого князя тверского. Иноки Борисоглебского монастыря не смогли выкупить похищенное Житие, и вскоре во время очередного пожара в Твери рукопись сгорела. Новая версия Жития была создана только в последней четверти XVI века. В структуре статьи ёмкий раздел «Иконография» (в сведениях о составителе Я.Э.З.). Автор разделов «Источники», «Биография», «Почитание» А.В. Кузьмин.
В этом своеобразном книжном пантеоне людей, посвятивших свою жизнь Тверскому краю, есть раздел о Ефреме Новоторжском, несомненно достойном гордости потомков всех поколений. «Преподобный в те далёкие легендарные годы формирования Древнерусского государства основал, видимо, и первый на Руси странноприимный дом, где бесплатно давали приют беднякам и путникам. В русской истории Ефрем Новоторжский остался примером удивительной судьбы иностранца, ставшего русским святым и показавшего примеры благочестия, верности и любви».
Для закрепления прочитанного материала учащимся предлагаются вопросы и задания по теме. Размещён фрагмент иконы «Спас на престоле с предстоящими святыми» с образом Ефрема Новоторжского. XIX в. Всероссийский историко-этнографический музей, г. Торжок.
Жизнь преподобного Ефрема Новоторжского (? - 1053), святого Георгия и преподобного Моисея Угрина - яркий пример братской любви и жертвенности ради христианской веры. По происхождению - венгры (угры) - они прославились как святые в Киевской Руси. Поступив на службу к Ростовскому князю Борису, сыну Киевского князя Владимира Ясное Солнышко, защищали малую родину, участвуя в военных походах. Князь Борис был убит, вступившим на престол братом Святополком (усыновленный племянник князя Владимира). Защищая его, погиб и Георгий, канонизированный в дальнейшем как мученик. Другому брату Ефрема Моисею удалось бежать. В дальнейшем он принял монашество в Киево-Печерском монастыре. А после кончины был канонизирован как преподобный.
Долог земной путь преподобного Ефрема Новоторжского. С 1015 года он подвизался на Новоторжской земле: в окрестностях города (в районе современного с. Семёновского) открыл странноприимный дом, а около 1038 года основал здесь Борисоглебский монастырь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1572 году был канонизирован. В настоящее время преподобный Ефрем Новоторжский является небесным покровителем Торжка.
В память о благочестивых братьях написана икона, представленная на обложке. Книгу украшает цветная иллюстрация древнего вышитого жемчугом покрова с главы (мощей) прп. Ефрема Новоторжского и литография Предсмертного завещания братии прп. Ефремом Новоторжским (вторая половина XIX в.).
Владимир Иванович Колосов (1854-1919) - тверской историк, исследовавший, в том числе, и агиографию (отрасль церковной литературы, включающая описание жизни святых). Среди объектов его изучения оказалась рукопись из фонда библиотеки Тверской семинарии, содержащая описание службы и жития преподобного Ефрема. В.И. Колосов в докладе отметил её особую ценность в виду принадлежности Епископу Тверскому Сергию, «поставленному в епископы в 1682 году из архимандритов Борисоглебского Новоторжского монастыря». Исследователь анализирует сюжетообразующие события, соотнося их детали с датировкой. А касательно предположений о том, кто является составителем Жития и сколь достоверно его изложение, автор заключает, что установить это точно в настоящее время не представляется возможным. «Несомненно только одно, что он с полным доверием воспользовался рассказами священноиноков Иоасафа, Герасима, а может быть и других лиц».
Исследование по вопросу «…мог ли преподобный Ефрем действительно основать монастырь в столь раннее время в пределах тогдашнего Тверского края?» и предположения о времени основания Новоторжского монастыря в контексте возникновения самого города Торжка. Автор анализирует гипотезы историков В.О. Ключевского, П.М. Строева, Е.Е. Голубинского и архиепископа Димитрия в попытках разобраться в достоверности известных фактов биографии Ефрема Новоторжского, начиная с причин переселения братьев-угров в русские земли.
Один из первых исследователей жития Ефрема Новоторжского отечественный историк И.У. Будовниц (1897-1963) структурно выделил из списков жития XVII в. часть, условно названную им «Повесть о разорении Торжка 1315 г.». По мнению исследователя, в этом произведении упоминается о древнем житии Ефрема в 1315 г. увезённом в Тверь и сгоревшем во время пожара, что свидетельствует об очевидном почитании Ефрема в Торжке уже в начале XIV века. И.У. Будовниц в исследованной им повести выявил две редакции жития святого преподобного Ефрема. Первая представлена двенадцатью списками, вторая – одним списком XVII века.
Биография архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря преподобного Ефрема восстановлена по различным версиям Жития и частично по Патерику Киево-Печерскому. Сведения о Ефреме Новоторжском приводятся со ссылками на труды маститых исследователей его биографии, в том числе В.О. Ключевского, Н.П. Барсукова, И. Некрасова. Ёмкие биографические сведения сформулированы компактно, простым доступным языком и имеют чёткую датировку событий. Наличествуют замечательные подробности, касающиеся, в частности, внешнего облика Ефрема. Согласно «Иконописному подлиннику» Ефрем изображался «подобием сед, брада аки Николина, на главе схима, ризы преподобнические, в руках – церковь». Текст захватывающе динамичен с самого начала: «Родом венгр, он родился во 2-й пол. X в. Прибыл на Русь в кон. Х в. с двумя братьями, Моисеем и Георгием, поступил на службу к сыну князя Владимира Борису, княжившиму в Ростове, становится боярином…».
Рукописный список Жития XVII века принадлежал архиепискому Тверскому и Кашинскому Сергию (возглавлял Тверскую кафедру с 1682 по 1702 гг.). Литературный памятник поступил в музей в 1890 году. Список перевёл тверской писатель, исследователь литературных памятников Древней Твери Владимир Захарович Исаков (1943 - 2010) - лл. 28-47 оборот (объём рукописи – 112 листов с оборотом). В подготовке издания принимал участие творческий коллектив исследователей: наместник Новоторжского Борисоглебского монастыря Арсений, археограф Г.С. Гадалова и археолог П.Д. Малыгин (1956 - 2022).
На полях рукописи - автограф архиепископа Тверского и Кашинского Мефодия (1803 - 1814) с комментариями к тексту о занятии Торжка князем Михаилом Тверским: «Александровичь, а не Ярославичь, благоверный». А также пометы внимательных читателей XIX века. Книга, как считают исследователи, могла находиться в библиотеке тверского архиепископа Феофилакта Лопатинского (около 1670 - 1741).
Фундаментальное издание содержит отрывок из факсимиле рукописи (С. 19-69), репродукцию двух икон Ефрема Новоторжского и фотографию торжокского фотографа П.Ф. Добрынина (1879 - 1961) с видом на монастырский двор Борисоглебского собора из арки Спасской церкви, 1925 г.
Тверской писатель, журналист (главный редактор газеты «Тверские ведомости»), общественный деятель Владимир Захарович Исаков (1942-2010) известен также как исследователь и переводчик древних памятников литературы. Это направление его деятельности началось в 1990-е годы. В результате титанической работы с древними текстами, в том числе рукописными, в 1999-2009 гг. им впервые опубликованы важнейшие для тверской истории труды – переводы литературных памятников: тверские летописи, повести о тверских князьях, жития тверских святых, сказания о чудотворных иконах и т.д.
Включение в фундаментальное издание «Памятники литературы Древней Твери» Жития Ефрема Новоторжского свидетельствует о его неотъемлемой принадлежности к тверской литературной классике. Структура публикуемой здесь версии Жития традиционна и состоит из следующих разделов: Сказание о приделе каменной церкви; Как был устроен престол во имя преподобного Ефрема чудотворца; Сказание священноинока Иоасафа пречестной обители Георгиева монастыря о правдивом и преподобном отце Ефреме; Сказание того же священноинока Иоасафа о главе Георгия, брата преподобного Ефрема; О преставлении преподобного и богоносного отца нашего Ефрема архимандрита, Новоторжкого чудотворца; О явлении честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Ефрема архимандрита, Новоторжского чудотворца.
Публикация начинается с изложения общеизвестных фактов биографии и деятельности святого. Но можно ли считать приведённые данные достоверными? Например, дату постройки монастыря - 1038 год. Археологические исследования на территории храмового комплекса опровергают вышеназванную дату, впервые приведённую без указания источника в «Истории Российской иерархии» (1811 г.). Автор статьи считает, что «... житие Ефрема Новоторжского является в своей основе письменной фиксацией предания об этом святом, которое бытовало в Торжке (в т.ч. в Борисоглебском монастыре) к моменту составления жития (1572)». По его имению, дальнейшее изучение Жития «...позволяет выделить в данном памятнике некоторые жанровые особенности произведений фольклора и определить его место в народно-поэтической традиции Торжка». Для раскрытия темы он выделяет для изучения следующие вопросы: Появление Ефрема на Руси; Основание монастыря; Ефрем и Аркадий Новоторжские; Преподобные Ефрем и Константин Новоторжский.
Предания и достоверные факты из жизни Ефрема Новоторжского, отсутствие ряда биографических сведений и данные, подтверждающие реальность личности Ефрема, а также ряд его деяний, отмечаемых церковной традицией – всё это обусловило формирование комплекса «загадочности» преподобного Ефрема. Но более существенная причина таинственности образа Ефрема Новоторжского в том, что наиболее ранние из выявленных текстов Жития относятся к XVI–XVII вв., и прежде Житие не публиковалось и не становилось объектом научных исследований. Святым чудотворец Ефрем назван в духовной грамоте Фёдора Никитича Лавровского, датированной 1546 г. – за сорок лет до официальной канонизации. Одна из двух версий Жития, выявленных историком И.У. Будовницем, относится к XVII веку и обнаружена в единственном списке. Именно эта версия включена в данную публикацию. Авторы сосредоточились на тексте Жития (без детального исторического, лингвистического и палеографического анализа), но отметили явные ошибки писца и некоторые палеографические особенности текста.
Тверской историк Галина Сергеевна Гадалова (кандидат исторических наук, специалист по древнерусской агиографии), проанализировав тексты разных редакций Жития Ефрема Новоторжского, а также летописные источники о походах на Торжок тверских князей Михаила Ярославича в 1316 году и Михаила Александровича в 1372 году, доказывает компилятивность работы составителя Жития и непричастность великого князя Михаила Ярославича тверского к разорению Торжка.
В статье представлена текстология Жития Ефрема Новоторжского, возникшая на основании известных в настоящее время источников. Рассмотрены четыре разновидности текста (Краткая, Пространная, Компилятивная редакция, Проложное житие) и предложены их вероятные датировки. История текста литературного памятника тесно связана с историей Борисоглебского Новоторжского монастыря. Созданное в последней трети XVI века, вероятно архимандритом Мисаилом, Житие видоизменялось и дополнялось на протяжении всего XVII века.
Автор публикации – младший научный сотрудник ИРЛИ. Работает над кандидатской диссертацией по теме «Литературная история Жития Ефрема Новоторжского» (научный руководитель – доктор филологических наук С.А. Семячко).
Текст Жития Ефрема Новоторжского один из наиболее вариативно трактуемых в списках древнерусской литературы. В представляемых работах тверских филологов произведён анализ двух версий Жития: текста, опубликованного В.З. Исаковым в книге «Литературные памятники Древней Твери», и текста из рукописной коллекции XVII века Российской Национальной библиотеки. Состав обеих трактовок традиционен для всех текстов, посвящённых преподобному Ефрему Новоторжскому - Житие и описание чудес, что позволило авторам сделать выводы обобщающего характера, определив как главную миссию подвижника – собирание монашеской обители. Особый акцент - подтверждение наиважнейшего свойства в образе преподобного Ефрема - способности исцелять.
Авторы: Мещерякова Лариса Яковлевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теологии Тверского государственного университета; Горшкова Светлана Евгеньевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теологии Тверского государственного университета.
Валерий Васильевич Годовицын – тверской врач, краевед, писатель. Свою авторскую миссию он видит в выстраивании описания жизненного пути исторической личности таким образом, чтобы в итоге стало понятно, почему герой причислен к лику святых. Ефрем Новоторжский в трактовке В.В. Годовицына - герой литературно-художественного произведения. Автор излагает события его жизни так, будто сам был их свидетелем и соучастником. Выразительные описания природы и внешности персонажей, яркие диалоги и глубокая прочувствованность затаённых мыслей героя создают ощущение личной сопричастности к «делам давно минувших дней».
Автор Иоанн Михайлович Колосов (ок. 1838 – 1893) – священник, протоиерей Новоторжского собора. Книга содержит описание общего вида монастыря и жизнеописания преподобных Ефрема и Аркадия, а также трактовку событий обретения и переложения мощей Преподобного Ефрема.
Подробные сведения в разделах: Основатель монастыря. Время и место основания; Древняя церковь во имя Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба; Новая Соборная трёхпрестольная Борисоглебская церковь; Тёплая Введенская церковь; Входоиерусалимская церковь; Церковь над Св. вратами во имя Спаса Нерукотворного Образа с колокольней; Часовни; Другие здания внутри монастыря; Судьбы монастыря в древнее время его существования; Период возвышения монастыря и его настоятели.
В иллюстративном ряду виды Борисоглебского монастыря и образы основателя обители.
Повествование о многовековой истории Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря 2-го класса. Значительное количество ссылок на научные публикации и материалы монастырского архива убеждают в достоверности изложенных фактов. Например, из синодика монастыря о сожжении поляками в январе 1609 года настоятеля монастыря архимандрита Константина «...со всею братию и некоторыми жителями Торжка, находившимися в оной...».
Путеводитель содержит краткую информацию о постройках в Новоторжском Борисоглебском монастыре. К самой древней относят Введенскую церковь с колокольней (1620). По проекту архитектора Н.А. Львова (1753 - 1803) в присутствии Екатерины II 9 июня 1785 года был заложен Борисоглебский собор. Последняя постройка на территории комплекса - Свечная башня (1868) по проекту тверского архитектора С.И. Гребенщикова. После официального закрытия монастыря в 1931 году, мощи преподобного перенесли в храм Архангела Михаила, в 1936 г. они «были тайно вывезены».
В буклете представлены репродукции икон преподобного Ефрема: «Преподобные Ефрем Новоторжский и святой Николай Чудотворец в молении к Господу», XVII в. (в настоящее время икона находится в собрании Музея им А. Рублева) и «Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, с видом Борисоглебского монастыря», XIX в., а также современная икона святых князей Бориса и Глеба, конец XX в.
С. 11,15-25 : История и архитектурный ансамбль Борисоглебского мужского монастыря.
История Борисоглебского монастыря в г. Торжке упоминается в источниках лишь с XIV века. «Однако, построить храм и основать монастырь во имя Бориса и Глеба, умерший в 1052 г., не мог, так как посвящение престола подразумевает официальную канонизацию святых, а она для Бориса и Глеба осуществлена в 1072 г.», - пишет автор. По его мнению, основание монастыря в честь Бориса и Глеба с каменной церковью в 1038 году маловероятно - это подтверждается археологическими находками.
Подводятся итоги археологических раскопок 1989 года в подвале собора Бориса и Глеба: «впервые на территории Тверской области были обнаружены домонгольские храмовые кирпичи (плинфа) и фрески». Найденная плинфа отличается от новгородской. Скорее всего, она сделана смоленскими зодчими. По уникальным находкам на территории будущего Борисоглебского монастыря специалистам удалось датировать постройку первого каменного храма монастыря - 1190-е г. По заключению археологов – это было кубическое одноглавое и одноапсидное сооружение, 16-17 метров в длину.
«Вавилон» - геометрическая матрица для архитектурных расчётов древнерусских зодчих. В публикации – гипотезы о значении изображения на древней плинфе, найденной в ходе архитектурно-археологических исследований 1989-1993 гг. на территории Новоторжского Борисоглебского монастыря. Плинфа - тонкий обожжённвй кирпич для возведения конструктивных элементов зданий. По предположению тверского учёного – доктора искусствоведения А.М. Салимова, на плинфе изображён схематичный план храма, сделанный кем-то из мастеров, возводивших в конце XII века Борисоглебский собор.
Рака с мощами преподобного Ефрема - духовная доминанта соборного храма Борисоглебского монастыря. Её воспроизведение конца XVIII века было обусловлено «стремлением к наибольшему стилевому соответствию архитектуры нового собора, его интерьера и столь важного элемента храма, как рака». Н.А. Львов был величайшим мастером комплексного стилевого единения. Сооружённая в 1798 году по его проекту, рака не только состоялась как произведение декоративно-прикладного искусства, но и гармонично встроилась в архитектурный облик всего комплекса Борисоглебского монастыря. Сохранились печатные, архивные и фотоматериалы, позволяющие определить её художественную ценность и место в творчестве Н.А. Львова.
Буклет посвящён 960-летию со дня основания древнейшей обители Верхневолжья. Около 1038 года преподобный Ефрем Новоторжский вместе со своим учеником святым Аркадием построил в окрестностях Торжка каменный храм в память об убиенных братьях-страстотерпцах Борисе и Глебе. За многовековую историю на долю православного монастыря выпало множество тяжких испытаний, о которых читатели узнают, перелистав страницы издания.
В 1990-е годы началось возрождение святой обители. Первая литургия в стенах монастыря прошла 24 июня 1997 года - в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского. Достопамятным для новоторов стало посещение в 1995 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Борисоглебского монастыря.
Красочно оформленный буклет адресован туристам, желающим ознакомиться с историей монастыря прошлых веков и днём сегодняшним.
Издание – каталог почтовых открыток с видами города Торжка конца XIX - начала XX веков. Из ста восьмидесяти семи видовых открыток на двадцати мы видим Борисоглебский монастырь в разных ракурсах - №№ 130-142. Открывает издание цветная фотография русского фотографа П.М. Прокудина-Горского (1863 - 1944) с панорамой Борисоглебского собора, 1910 г. Негатив хранится в библиотеке Конгресса США.
Автор фотоснимков Пётр Фёдорович Добрынин (1879 - 1961) родился в городе Торжке. Среди видов города и его окрестностей значительное место занимают художественные фотографии с видами Новоторжского Борисоглебского монастыря. Самая ранняя датируется 1910 годом, последняя - 1927 годом. Всего представлено 11 снимков.
С. : 4-5,14-26 : Художественные фотографии построек в храмовом комплексе Борисоглебского мужского монастыря.
В коллекции «Покровы» Тверского музея хранились два Лицевых покрова с изображением преподобного Ефрема, шитыми шелками из Новоторжского Борисоглебского монастыря. № 539: «По краям вышиты золотом тропарь и кондак и надпись: Лета 7152 г. (1644 г.) положил сей покров князь Федор Семенович Куракин». О другой реликвии сказано следующее: «...а венец и по краям тропарь и кондак шиты золотом; церковь вышита серебром».
С. 13 : Описание поступившей иконы св. благоверных князей Бориса и Глеба и преп. Ефрема Новоторжского чудотворца
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1826) - художник исторической, церковной и портретной живописи. Первый биограф художника В. Горленко писал о Боровиковском, как о «вдохновенном религиозном живописце», произведения которого «дышат глубокой и наивной верой, переходящей к концу его жизни в мистический восторг». Работы религиозного содержания кисти Боровиковского находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного Музея Истории Религии, Сергиево-Посадского музея и Тверской областной картинной галереи.
Мастер много работал над росписью Новоторжского Борисоглебского монастыря. Для соборного иконостаса им были написаны 37 икон. До наших дней дошло только одно творение кисти Боровиковского из иконостаса Борисоглебского собора – «Притча о мудрых и неразумных девах» (годы создания: 1790-1792; хранится в Тверской картинной галерее).
Программа проведения торжества 27 и 28 января 1903 года и события дней празднования, включая погодные условия, были подробно описаны в публикации 5-го выпуска «Тверских епархиальных ведомостей» 1903 года. И эти сведения оказались чрезвычайно важны для исследования сотрудников Всероссийского историко-этнографического музея (Торжок), когда их профессиональный интерес обратился к предмету экспозиции «История Борисоглебского монастыря» - памятной медали выпуска 1903 года к 850-летию успения Ефрема Новоторжского. О ней было известно лишь то, что она передана в краеведческий музей города Торжка новотором Сергеем Дятловым 10 декабря 1977 года. Автор публикации – заведующая научно-просветительским отделом ВИЭМ.
Проект, отражающие культурную жизнь региона в прошлом и настоящем.
Читать Далее →Информационный краеведческий портал, объединяющий ресурсы Тверской областной научной библиотеки по истории, экономике, культуре, политической и социальной истории Тверского края и позволяющий использовать краеведческие информационные ресурсы с наибольшей полнотой и удобством.
Читать Далее →«Виртуальный музей…» это не просто электронная версия реально существующих экспонатов, но и возможность расширить и дополнить экспозиции объектами, утраченными, сильно видоизмененными, и материалами, раскрывающими контекст эпохи.
Читать Далее →Материалы первого и второго тома электронного издания.
Читать Далее →Проект Тверского библиотечного общества «#наследники» стал победителем первого конкурса 2021 Фонда президентских грантов Российской Федерации для некоммерческих организаций. Главным партнёром в реализации проекта выступает Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького.
Читать Далее →Посвящена 500-летию обретения мощей Преподобного Макария Калязинского и представляет издания о нём и основанном им Троицком Калязинском монастыре.
Читать Далее →