Фёдор Фёдорович Ольденбург
(1861-1914)
Друг В.И. Вернадского,
один из основателей Приютинского братства
Братья Ольденбурги родились в немецкой дворянской семье, которая переехала из Мекленбурга в Россию при Петре Великом. Фёдор и Сергей получили блестящее образование в русской гимназии города Варшавы, окончив её с золотыми медалями. В 1881 году они поступили в Санкт-Петербургский университет. Фёдор учился на историко-филологическом факультете, а его брат - на факультете восточных языков.
Фёдор Фёдорович Ольденбург отказался от научной карьеры и, по рекомендации Дмитрия Ивановича Шаховского, осенью 1887 года стал одним из руководителей и основателей Тверской земской учительской женской школы Максимовича¹ (1887-1914). Одну треть своей жизни (27 лет) он посвятил развитию образования в Тверской губернии и заложил основы высшего педагогического образования в Твери.
Благодаря Ольденбургу школа Максимовича активно участвовала в образовательных, методических и научных мероприятиях наравне с крупнейшими университетами и академиями наук.
Он инициировал и продвигал идею создания Справочно-педагогического бюро, организованного в 1907 году, целью которого стало обобщение педагогического опыта и распространения научных знаний среди учителей, а также Педагогических курсов и учительского института в Твери.
Педагогические курсы, открытые в 1912 году, имели статус постоянно действующего земского учебного заведения. Впоследствии они влились в комплекс учебных заведений города и стали частью истории Тверского государственного университета.
Безвременная смерть Фёдора Фёдоровича в 1914 году потрясла его коллег и прервала работу по созданию учительского института на базе школы Максимовича. Но потребность в высшем учебном заведении сохранялась и была реализована только в 1917 году. Существенный вклад в решение данного вопроса внёс В.И. Вернадский.
Свидетельствами об участии В.И. Вернадского в деле открытия Тверского учительского института являются следующие факты его биографии: много лет общался с братьями Ольденбургами, обсуждая вопросы развития народного просвещения; в 1917 году возглавил работу Комиссии по реформации высших учебных заведений при Министерстве народного просвещения. Исходя из этих сведений, можно сделать вывод, что Владимир Иванович, содействовал реализации идеи ушедшего из жизни близкого друга Ф.Ф. Ольденбурга.
Хотелось бы отметить, что Фёдор Фёдорович Ольденбург первым положил начало организации текущей школьной статистики в России, участвовал в работах общеземских съездов по народному образованию, был членом Орфографической подкомиссии Академии наук, впервые открыл в Твери летнюю площадку для детских игр, курсы художественного ручного труда и рисования. К этой деятельности позднее обратится и его дочь Наталья.
В Твери Ф.Ф. Ольденбург проживал с семьей в съёмной квартире по адресу: улица Мироносицкая (ныне бульвар Радищева), дом купца Истомина. С ним проживала его мать Надежда Фёдоровна, жена Мария Дмитриевна (1864–1918). Известно, что она окончила историко-филологическое отделение Бестужевских курсов и дружески общалась со всеми товарищами мужа.
После смерти Фёдора Фёдоровича семья перебралась в Санкт-Петербург.
Его дети - Фёдор и Наталья стали наследниками Приютинского братства, собирая вокруг себя детей друзей отца.
О Фёдоре Фёдоровиче-младшем известно немного. О нём упоминал и беспокоился в дневниковых записях В.И. Вернадский. Фёдор погиб на Ленинградском фронте в 1941 году.
БИБЛИОГРАФИЯ
Еремеева С.А. В пространстве воспоминаний. Мемуары членов Приютинского братства. Диалог со временем. - Москва, 2007. - С. 207–218.
Смирнов С.Н. Тверской государственный университет. Имена. События. Даты. Правовые формы. Социальный лифт: монография. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. - 455с.
¹ Справка: В декабре 1870 г. член Тверской земской управы Павел Павлович Максимович (1816–1892) на собственные средства открыл в Твери школу для подготовки народных учительниц (учителей начальной школы). Школа предлагала бесплатное образование для крестьянских девушек, которое было недоступно в других местах в таком объёме. Особенности образовательного процесса включали насыщенный учебный план, хорошую материальную базу, индивидуальный подход и новаторские педагогические методы. В школе трудились: Н.А. Дьяконова, руководившая раннее училищем в Санкт- Петербурге; А.Н. Робер, выпускник Московского университета, работавший раннее директором Тверской гимназии; известный тверской краевед В. И. Колосов; Н.А. Кун, историк, педагог, писатель, автор одной их самых популярных книг своего времени «Легенды и мифы Древней Греции»; композитор Ф.О. Лашек; Ф.Ф. Ольденбург, методист, преподаватель педагогики, психологии, администратор; А.В. Александров, автор музыки гимна СССР.