Виртуальная выставка «Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь»

к 450-летию перенесения мощей святого преподобного Ефрема Новоторжского

Борисоглебский монастырь в Торжке основан в 1038 г. бывшим княжеским конюшим боярином Ефремом. Ефрем родился во 2-й половине X в. («родом угрин» - венгр). Прибыл на Русь в конце Х в. с двумя братьями - Моисеем и Георгием. Поступил на службу к сыну князя Владимира Борису, княжившиму в Ростове. Стал боярином. Младший брат Ефрема – Георгий служил отроком княжича Бориса. И когда Георгий погиб, пытаясь защитить своего господина от убийц, посланных братом Бориса Святополком, Ефрем был так потрясён, что навсегда удалился от светской жизни и на берегу Тверцы заложил деревянный храм будущего Борисоглебского монастыря.

Виртуальная выставка «Новоторжский Борисоглебский монастырь» к 450-летию перенесения мощей святого преподобного Ефрема Новоторжского представляет издания из фонда Тверской областной универсальной научной библиотеки имени А.М. Горького. Соответствующие теме публикации многочисленны и разнообразны по типам, видам, жанрам и формам издательских воплощений, вышедшие в свет в широком хронологическом диапазоне, созданные на традиционных «бумажных» и электронных носителях, существующие в сетевой среде. Эта выставка не раскрывает весь информационный потенциал темы, но показывает наиболее важные источники сведений о Новоторжском Борисоглебском монастыре и его основателе святом преподобном Ефреме Новоторжском.


Целевой поиск по теме доступен в каталоге Тверской ОУНБ

Next

Книга глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде, или области или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых : С прибавлением полного списка русских святых / публ. и доп. М.В. Толстого. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. Монастыря, 1995. - 314, II с.

Репринтное воспроизведение издания состоялось по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предлагаемая рукопись «Книга глаголемая...» была составлена неизвестным автором, который жил на рубеже XVI - XVII вв. Она хранится в фонде Государственной Публичной Исторической библиотеки России в Москве. На протяжении более двух столетий Списки рукописи дополнялись разными лицами. И в 1888 году состоялась первая её публикация с дополнениями историка церкви и специалиста по агиографии Михаила Владимировича Толстого (1812 - 1896), который взял за основу в своей работе рукопись, хранившуюся в библиотеке Московской Духовной Академии. Данное издание представляет своеобразный каталог прославленных церковью и местночтимых святых, начиная со святой великой княгини Ольги, заканчивая святым Тихоном, Воронежским, чудотворцем Задонским. Всего 477 описаний российских святых. Среди представленных жизнеописаний «Града Новоторжска Святые»: преподобный Ефрем архимандрит Борисоглебского монастыря, преподобный Аркадий келейник его, преподобный Константин строитель монастыря (сведения о нем не найдены), святой князь Симеон Вяземский и святая благоверная Иулиания Новоторжская чудотворица. Вы также познакомитесь с «Града Твери Святыми» и «Града Кашина Святыми». Фундаментальный труд востребован исследователями.



Next

Преподобный Ефрем Новоторжский //Тверской Патерик : краткие сведения о тверских местно чтимых святых : [переиздание]. – [Тверь, 1991]. – С. 85-87.

Патерик (от греческого «Патерикон») – сборник повествований о жизни и подвигах христианских святых. «Тверской Патерик» - важнейшая книга по церковной истории Верхневолжья и ценнейшее исследование житийной литературы. В структуре статьи, посвящённой Ефрему Новоторжскому, жизнеописание, история почитания и канонизации. Автор Патерика – архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Дмитрий Иванович Самбикин ; 1839-1908) возглавлял Тверскую епархию в 1896-1905 гг. (с 1905 г. архиепископ Казанский и Свияжский). Перу архиепископа Димитрия, почётного члена Тверской Учёной Архивной Комиссии, принадлежит целый ряд исследований по истории Тверского края. Данное переиздание предпринято по оригиналу: Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Казанский и Свияжский). Тверской патерик : крат. сведения о твер. местно чтимых святых. - Казань : Церк. ист.-археол. о-во Казан. епархии, 1908. - 223, 16 с., [1] л. ил.. Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1908. С. 112.


Next

Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Ефрему, Новоторжскому чудотворцу / [Борисо-Глебский мужской монастырь ; куратор проекта: наместник Борисо-Глебского мужского монастыря иеромонах Арсений (Леонов) ; худож. оформление, макет : Л.Г. Юга]. - Тверь : Тверская фабрика печати, 2010. - [68] с. : ил.

Художественное оформление издания выполнено народным художником Российской Федерации (2019), почётным членом Российской Академии художеств (2017) Людмилой Юга. Художник издала и оформила более 20 крупных проектов художественно-исторического и духовного содержания. Она иллюстрирует и издаёт жития местночтимых святых Тверской земли. В 2014 году Людмила Георгиевна создала серию работ «Житие Ефрема Новоторжского».


Next

Илиодор, иеромонах. Историческо-статистическое описание города Торжка, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором. - Торжок : Торжокская типография, [2006]. - 79 с. : ил. – Электронная копия доступна в Электронной библиотеке на сайте Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького. – URL

«Начало города Торжка, - пишет Илиодор, - сокрыто во мраке давно минувших столетий, и все летописи о сём молчат». Но первому летописцу Торжка, как его называют исследователи, удалось написать увлекательную книгу об одном из древнейших российских городов, используя в своей работе уникальные источники. Родился Илия (1798 - 1865), будущий иеромонах Илиодор, в семье новоторжского диакона. До перевода в 1853 г. в Николо-Теребенскую пустынь (ныне Максатихинский район) был управляющим в Новоторжском Борисоглебском монастыре. Книга, впервые изданная в Твери в 1860 году, сразу стала библиографической редкостью. Значимое место в истории Торжка отводится чудотворцу и подвижнику Ефрему Новоторжскому, о котором он пишет: «...преподобный Ефрем, бывший в боярском чину конюшим у благоверных князей Бориса и Глеба, прибыв в город Торжок в 1015 году, не мог не основать в нём монастыря, если бы не нашёл здесь многих и усердных христиан, которые при содействии его самого, умели соорудить едва ли не первую не только в Торжке, даже в целой России, каменную изрядную <...> церковь <...>. Святые мощи его прославлены были нетлением в 1572 г. в царствование Иоанна Васильевича Грозного». В разделе «Монастыри» - история Борисоглебского монастыря до середины XIX века.

Автор пишет и о прославлении преподобного Ефрема в Торжке. В честь чудотворца в городе проходил большой крестный ход, установленный в 1690 году по случаю перенесения святых мощей чудотворца из каменного гроба в деревянную раку. Торжественное церковное шествие совершалось 11 июня (ст.ст.) из Преображенского собора в Борисоглебский монастырь. Мощи покоились на правой стороне за клиросом «с главою брата его мученика Георгия, убиенного вместе с князем Борисом...» в новом Борисоглебском соборе, заложенном 9 июня (ст.ст.) 1785 года в присутствии императрицы Екатерины Великой, следовавшей из Москвы через Торжок в Санкт-Петербург. Кратко представлена биография преподобного Аркадия Новоторжского, келейника и ученика преподобного Ефрема. Его мощи также хранились в Борисоглебском соборе монастыря.


Next

Ефрем // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Москва, 2008. – Т. 19. - С. 41-45 : ил.

Источниками сведений о Ефреме и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII веке Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Ефрема в 1690 году. Наиболее широкое распространение в списках получило Житие. Древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, в XIV в. было увезено в Тверь после одного из нападений на Торжок дружины великого князя тверского. Иноки Борисоглебского монастыря не смогли выкупить похищенное Житие, и вскоре во время очередного пожара в Твери рукопись сгорела. Новая версия Жития была создана только в последней четверти XVI века. В структуре статьи ёмкий раздел «Иконография» (в сведениях о составителе Я.Э.З.). Автор разделов «Источники», «Биография», «Почитание» А.В. Кузьмин.


Next

Ефрем Новоторжский // Гордость земли Тверской. – Тверь, 2014. - С. 14-15 : ил.

В этом своеобразном книжном пантеоне людей, посвятивших свою жизнь Тверскому краю, есть раздел о Ефреме Новоторжском, несомненно достойном гордости потомков всех поколений. «Преподобный в те далёкие легендарные годы формирования Древнерусского государства основал, видимо, и первый на Руси странноприимный дом, где бесплатно давали приют беднякам и путникам. В русской истории Ефрем Новоторжский остался примером удивительной судьбы иностранца, ставшего русским святым и показавшего примеры благочестия, верности и любви».


Next

§  3.   Ефрем Новоторжский // Православные святыни Тверской земли : учебное пособие для 5-10 классов общеобразовательных учреждений : в 3 частях / [авт.-сост. Т. В. Бабушкина и др.]. - Москва ; [Тверь], 2011. - Ч. 1. - С. 16-19.

Для закрепления прочитанного материала учащимся предлагаются вопросы и задания по теме. Размещён фрагмент иконы «Спас на престоле с предстоящими святыми» с образом Ефрема Новоторжского. XIX в. Всероссийский историко-этнографический музей, г. Торжок.


Next

Три Святых брата в Древней Руси / [Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь]. - Торжок : [б. и.], 2012. - 15, [1] с. : ил., портр.

Жизнь преподобного Ефрема Новоторжского (? - 1053), святого Георгия и преподобного Моисея Угрина - яркий пример братской любви и жертвенности ради христианской веры. По происхождению - венгры (угры) - они прославились как святые в Киевской Руси. Поступив на службу к Ростовскому князю Борису, сыну Киевского князя Владимира Ясное Солнышко, защищали малую родину, участвуя в военных походах. Князь Борис был убит, вступившим на престол братом Святополком (усыновленный племянник князя Владимира). Защищая его, погиб и Георгий, канонизированный в дальнейшем как мученик. Другому брату Ефрема Моисею удалось бежать. В дальнейшем он принял монашество в Киево-Печерском монастыре. А после кончины был канонизирован как преподобный.

Долог земной путь преподобного Ефрема Новоторжского. С 1015 года он подвизался на Новоторжской земле: в окрестностях города (в районе современного с. Семёновского) открыл странноприимный дом, а около 1038 года основал здесь Борисоглебский монастырь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1572 году был канонизирован. В настоящее время преподобный Ефрем Новоторжский является небесным покровителем Торжка.

В память о благочестивых братьях написана икона, представленная на обложке. Книгу украшает цветная иллюстрация древнего вышитого жемчугом покрова с главы (мощей) прп. Ефрема Новоторжского и литография Предсмертного завещания братии прп. Ефремом Новоторжским (вторая половина XIX в.).


Next

Колосов В.И. [Изложение доклада о сведениях к истории Жития преподобного Ефрема Новоторжского Чудотворца и к вопросу о его составителе] // Журнал 110-го заседания Тверской ученой архивной комиссии 14 июля 1911 года. - Тверь : Типо-Литография Н.М. Родионова, преем. М. В. Блинов, 1913. - С. 3-9.

Владимир Иванович Колосов (1854-1919) - тверской историк, исследовавший, в том числе, и агиографию (отрасль церковной литературы, включающая описание жизни святых). Среди объектов его изучения оказалась рукопись из фонда библиотеки Тверской семинарии, содержащая описание службы и жития преподобного Ефрема. В.И. Колосов в докладе отметил её особую ценность в виду принадлежности Епископу Тверскому Сергию, «поставленному в епископы в 1682 году из архимандритов Борисоглебского Новоторжского монастыря». Исследователь анализирует сюжетообразующие события, соотнося их детали с датировкой. А касательно предположений о том, кто является составителем Жития и сколь достоверно его изложение, автор заключает, что установить это точно в настоящее время не представляется возможным. «Несомненно только одно, что он с полным доверием воспользовался рассказами священноиноков Иоасафа, Герасима, а может быть и других лиц».


Next

Вершинский И. Основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря пр. Ефрем, открытие его св. мощей и чудеса XVI-XVII вв. // Тверские епархиальные ведомости. – 1914 (Год тридцать восьмой). - Часть неофиц.: 15 сентября (№ 37). - С. 664-680 ; 29 сентября (№ 39). - С. 709-714 ; 6 октября (№ 40). - С. 715-725. - 13 октября (№ 41). - С. 747-754 ; 21 октября (№ 42). - С. 759-766 ; 3 ноября (№ 44). - С. 793-803.

Исследование по вопросу «…мог ли преподобный Ефрем действительно основать монастырь в столь раннее время в пределах тогдашнего Тверского края?» и предположения о времени основания Новоторжского монастыря в контексте возникновения самого города Торжка. Автор анализирует гипотезы историков В.О. Ключевского, П.М. Строева, Е.Е. Голубинского и архиепископа Димитрия в попытках разобраться в достоверности известных фактов биографии Ефрема Новоторжского, начиная с причин переселения братьев-угров в русские земли.


Next

Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г. // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР, Ин-т рус. лит. –Москва ; Ленинград, 1960. - Т. 16. - С. 446-451.

Один из первых исследователей жития Ефрема Новоторжского отечественный историк И.У. Будовниц (1897-1963) структурно выделил из списков жития XVII в. часть, условно названную им «Повесть о разорении Торжка 1315 г.». По мнению исследователя, в этом произведении упоминается о древнем житии Ефрема в 1315 г. увезённом в Тверь и сгоревшем во время пожара, что свидетельствует об очевидном почитании Ефрема в Торжке уже в начале XIV века. И.У. Будовниц в исследованной им повести выявил две редакции жития святого преподобного Ефрема. Первая представлена двенадцатью списками, вторая – одним списком XVII века.


Next

Дробленкова Н.Ф. Житие Ефрема Новоторжского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XVI в. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; отв. ред. Д.С. Лихачёв. - Ленинград, 1987. - Вып. 1. - С. 148-150.

Биография архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря преподобного Ефрема восстановлена по различным версиям Жития и частично по Патерику Киево-Печерскому. Сведения о Ефреме Новоторжском приводятся со ссылками на труды маститых исследователей его биографии, в том числе В.О. Ключевского, Н.П. Барсукова, И. Некрасова. Ёмкие биографические сведения сформулированы компактно, простым доступным языком и имеют чёткую датировку событий. Наличествуют замечательные подробности, касающиеся, в частности, внешнего облика Ефрема. Согласно «Иконописному подлиннику» Ефрем изображался «подобием сед, брада аки Николина, на главе схима, ризы преподобнические, в руках – церковь». Текст захватывающе динамичен с самого начала: «Родом венгр, он родился во 2-й пол. X в. Прибыл на Русь в кон. Х в. с двумя братьями, Моисеем и Георгием, поступил на службу к сыну князя Владимира Борису, княжившиму в Ростове, становится боярином…».


Next

Житие преподобного Ефрема Новоторжского : из фонда "Редкая книга" Тверского государственного объединённого музея : рукописный список / [ред. П.Д. Малыгин] ; пер. В.З. Исаков. - Торжок : Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь, 2011. - 95 с. : ил.

Рукописный список Жития XVII века принадлежал архиепискому Тверскому и Кашинскому Сергию (возглавлял Тверскую кафедру с 1682 по 1702 гг.). Литературный памятник поступил в музей в 1890 году. Список перевёл тверской писатель, исследователь литературных памятников Древней Твери Владимир Захарович Исаков (1943 - 2010) - лл. 28-47 оборот (объём рукописи – 112 листов с оборотом). В подготовке издания принимал участие творческий коллектив исследователей: наместник Новоторжского Борисоглебского монастыря Арсений, археограф Г.С. Гадалова и археолог П.Д. Малыгин (1956 - 2022).

На полях рукописи - автограф архиепископа Тверского и Кашинского Мефодия (1803 - 1814) с комментариями к тексту о занятии Торжка князем Михаилом Тверским: «Александровичь, а не Ярославичь, благоверный». А также пометы внимательных читателей XIX века. Книга, как считают исследователи, могла находиться в библиотеке тверского архиепископа Феофилакта Лопатинского (около 1670 - 1741).

Фундаментальное издание содержит отрывок из факсимиле рукописи (С. 19-69), репродукцию двух икон Ефрема Новоторжского и фотографию торжокского фотографа П.Ф. Добрынина (1879 - 1961) с видом на монастырский двор Борисоглебского собора из арки Спасской церкви, 1925 г.


Next

Житие Ефрема Новоторжского // Памятники литературы Древней Твери / вступ. ст., пер. и коммент. В.З. Исакова. – Тверь, 2002. - С. 77-80.

Тверской писатель, журналист (главный редактор газеты «Тверские ведомости»), общественный деятель Владимир Захарович Исаков (1942-2010) известен также как исследователь и переводчик древних памятников литературы. Это направление его деятельности началось в 1990-е годы. В результате титанической работы с древними текстами, в том числе рукописными, в 1999-2009 гг. им впервые опубликованы важнейшие для тверской истории труды – переводы литературных памятников: тверские летописи, повести о тверских князьях, жития тверских святых, сказания о чудотворных иконах и т.д.

Включение в фундаментальное издание «Памятники литературы Древней Твери» Жития Ефрема Новоторжского свидетельствует о его неотъемлемой принадлежности к тверской литературной классике. Структура публикуемой здесь версии Жития традиционна и состоит из следующих разделов: Сказание о приделе каменной церкви; Как был устроен престол во имя преподобного Ефрема чудотворца; Сказание священноинока Иоасафа пречестной обители Георгиева монастыря о правдивом и преподобном отце Ефреме; Сказание того же священноинока Иоасафа о главе Георгия, брата преподобного Ефрема; О преставлении преподобного и богоносного отца нашего Ефрема архимандрита, Новоторжкого чудотворца; О явлении честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Ефрема архимандрита, Новоторжского чудотворца.


Next

Кузнецов В.В. Житие Ефрема Новоторжского как часть народнопоэтической традиции Торжка // Из истории и теории культуры / Гос. акад. славян. культуры ; [редкол. : Е.В. Красильникова (отв. ред.) и др.]. – Тверь, 2004 – Вып. 2. - С. 50-63. - (Труды Филиала ГАСК в г. Твери). – Библиогр. : с. 61-63.

Публикация начинается с изложения общеизвестных фактов биографии и деятельности святого. Но можно ли считать приведённые данные достоверными? Например, дату постройки монастыря - 1038 год. Археологические исследования на территории храмового комплекса опровергают вышеназванную дату, впервые приведённую без указания источника в «Истории Российской иерархии» (1811 г.). Автор статьи считает, что «... житие Ефрема Новоторжского является в своей основе письменной фиксацией предания об этом святом, которое бытовало в Торжке (в т.ч. в Борисоглебском монастыре) к моменту составления жития (1572)». По его имению, дальнейшее изучение Жития «...позволяет выделить в данном памятнике некоторые жанровые особенности произведений фольклора и определить его место в народно-поэтической традиции Торжка». Для раскрытия темы он выделяет для изучения следующие вопросы: Появление Ефрема на Руси; Основание монастыря; Ефрем и Аркадий Новоторжские; Преподобные Ефрем и Константин Новоторжский.


Next

Малыгин П.Д. Житие св. прп. Ефрема Новоторжского – исторический и литературный источник / П.Д. Малыгин, В.В. Кузнецов // «Государева дорога» и её дворцы : материалы межрегион. науч. конф. 19-21 ноября 2002 года / Тверская областная картинная галерея. – Тверь, 2003. - С. 280-289.

Предания и достоверные факты из жизни Ефрема Новоторжского, отсутствие ряда биографических сведений и данные, подтверждающие реальность личности Ефрема, а также ряд его деяний, отмечаемых церковной традицией – всё это обусловило формирование комплекса «загадочности» преподобного Ефрема. Но более существенная причина таинственности образа Ефрема Новоторжского в том, что наиболее ранние из выявленных текстов Жития относятся к XVI–XVII вв., и прежде Житие не публиковалось и не становилось объектом научных исследований. Святым чудотворец Ефрем назван в духовной грамоте Фёдора Никитича Лавровского, датированной 1546 г. – за сорок лет до официальной канонизации. Одна из двух версий Жития, выявленных историком И.У. Будовницем, относится к XVII веку и обнаружена в единственном списке. Именно эта версия включена в данную публикацию. Авторы сосредоточились на тексте Жития (без детального исторического, лингвистического и палеографического анализа), но отметили явные ошибки писца и некоторые палеографические особенности текста.


Next

Гадалова Г.С. К вопросу о походе под Торжок великого князя Михаила Ярославича тверского в 1316 году: (Текстологический анализ Жития преподобного Ефрема Новоторжского) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2015. - № 4 (декабрь). - С. 30-34. - табл. - Библиогр.: с. 34.

Тверской историк Галина Сергеевна Гадалова (кандидат исторических наук, специалист по древнерусской агиографии), проанализировав тексты разных редакций Жития Ефрема Новоторжского, а также летописные источники о походах на Торжок тверских князей Михаила Ярославича в 1316 году и Михаила Александровича в 1372 году, доказывает компилятивность работы составителя Жития и непричастность великого князя Михаила Ярославича тверского к разорению Торжка.


Next

Галашева Т.Н. К истории текста Жития Ефрема Новоторжского // Труды Отдела древнерусской литературы / Рос. акад. наук, Ин-т. рус. лит. (Пушкинский дом). – Санкт-Петербург, 2020. – Т. LXVII. - С. 175-205. - Библиогр.: с. 204-205 (35 назв.).

В статье представлена текстология Жития Ефрема Новоторжского, возникшая на основании известных в настоящее время источников. Рассмотрены четыре разновидности текста (Краткая, Пространная, Компилятивная редакция, Проложное житие) и предложены их вероятные датировки. История текста литературного памятника тесно связана с историей Борисоглебского Новоторжского монастыря. Созданное в последней трети XVI века, вероятно архимандритом Мисаилом, Житие видоизменялось и дополнялось на протяжении всего XVII века.

Автор публикации – младший научный сотрудник ИРЛИ. Работает над кандидатской диссертацией по теме «Литературная история Жития Ефрема Новоторжского» (научный руководитель – доктор филологических наук С.А. Семячко).


Next

Мещерякова Л.Я. Отражение агиобиографической традиции (житие-биос и традиции патерикового рассказа) в рамках Жития преподобного Ефрема Новоторжского (по списку XVII в.) // Жанр жития в тверской литературе XVI-XVIII веков : монография / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2009. - С. 52-61.

Мещерякова Л.Я Житие преподобного Ефрема Новоторжского (по списку XVII века) / Л.Я. Мещерякова, С.Е. Горшкова // Древнерусская литература: тверские жития XVI-XVIII веков : учеб. пособие / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2010. - С. 55-64.

Текст Жития Ефрема Новоторжского один из наиболее вариативно трактуемых в списках древнерусской литературы. В представляемых работах тверских филологов произведён анализ двух версий Жития: текста, опубликованного В.З. Исаковым в книге «Литературные памятники Древней Твери», и текста из рукописной коллекции XVII века Российской Национальной библиотеки. Состав обеих трактовок традиционен для всех текстов, посвящённых преподобному Ефрему Новоторжскому - Житие и описание чудес, что позволило авторам сделать выводы обобщающего характера, определив как главную миссию подвижника – собирание монашеской обители. Особый акцент - подтверждение наиважнейшего свойства в образе преподобного Ефрема - способности исцелять.

Авторы: Мещерякова Лариса Яковлевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теологии Тверского государственного университета; Горшкова Светлана Евгеньевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теологии Тверского государственного университета.


Next

Годовицын В. В. Ефрем Новоторжский // Рассказы о тверских святых / В.В. Годовицын. – Изд. 5-е, испр. и доп. - Тверь, 2019. - С. 9-35.

Валерий Васильевич Годовицын – тверской врач, краевед, писатель. Свою авторскую миссию он видит в выстраивании описания жизненного пути исторической личности таким образом, чтобы в итоге стало понятно, почему герой причислен к лику святых. Ефрем Новоторжский в трактовке В.В. Годовицына - герой литературно-художественного произведения. Автор излагает события его жизни так, будто сам был их свидетелем и соучастником. Выразительные описания природы и внешности персонажей, яркие диалоги и глубокая прочувствованность затаённых мыслей героя создают ощущение личной сопричастности к «делам давно минувших дней».


Next

Колосов И.М. Новоторжский Борисоглебский монастырь / [ cоч. ] cвящ. И. Колосова. - Санкт-Петербург : тип. Башкова и Брянкина, 1890. - 84 с., 3 л. ил. - Электронная копия доступна в Электронной библиотеке на сайте Тверской областной универсальной научной библиотеки имени А.М. Горького. – URL.

Автор Иоанн Михайлович Колосов (ок. 1838 – 1893) – священник, протоиерей Новоторжского собора. Книга содержит описание общего вида монастыря и жизнеописания преподобных Ефрема и Аркадия, а также трактовку событий обретения и переложения мощей Преподобного Ефрема.

Подробные сведения в разделах: Основатель монастыря. Время и место основания; Древняя церковь во имя Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба; Новая Соборная трёхпрестольная Борисоглебская церковь; Тёплая Введенская церковь; Входоиерусалимская церковь; Церковь над Св. вратами во имя Спаса Нерукотворного Образа с колокольней; Часовни; Другие здания внутри монастыря; Судьбы монастыря в древнее время его существования; Период возвышения монастыря и его настоятели.

В иллюстративном ряду виды Борисоглебского монастыря и образы основателя обители.


Next

Борисоглебский мужской монастырь // Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности / [сост. Самбикин Д.И.]. - Тверь, 1903. - С. 1-24. – Электронная копия доступна в Электронной библиотеке на сайте Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького. – URL.

Повествование о многовековой истории Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря 2-го класса. Значительное количество ссылок на научные публикации и материалы монастырского архива убеждают в достоверности изложенных фактов. Например, из синодика монастыря о сожжении поляками в январе 1609 года настоятеля монастыря архимандрита Константина «...со всею братию и некоторыми жителями Торжка, находившимися в оной...».


Next

Торжок : [ путеводитель / автор-сост. Н. В. Фокина ; фото С. И. Верхов и др.]. - [б. м. : ИП Верхов С. И., 2018]. - 27, [22] с. : ил., цв. ил., портр., карт.

Путеводитель содержит краткую информацию о постройках в Новоторжском Борисоглебском монастыре. К самой древней относят Введенскую церковь с колокольней (1620). По проекту архитектора Н.А. Львова (1753 - 1803) в присутствии Екатерины II 9 июня 1785 года был заложен Борисоглебский собор. Последняя постройка на территории комплекса - Свечная башня (1868) по проекту тверского архитектора С.И. Гребенщикова. После официального закрытия монастыря в 1931 году, мощи преподобного перенесли в храм Архангела Михаила, в 1936 г. они «были тайно вывезены».

В буклете представлены репродукции икон преподобного Ефрема: «Преподобные Ефрем Новоторжский и святой Николай Чудотворец в молении к Господу», XVII в. (в настоящее время икона находится в собрании Музея им А. Рублева) и «Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, с видом Борисоглебского монастыря», XIX в., а также современная икона святых князей Бориса и Глеба, конец XX в.


Next

Торжок / [авт. текста Л.В. Андреев ; фот. Е.Р. Романова]. - Москва : Научный мир, 2007. - 48 с. : ил. - (По городам России).

С. 11,15-25 : История и архитектурный ансамбль Борисоглебского мужского монастыря.


Next

Малыгин П.Д. Загадки Борисоглебского монастыря // Малыгин П.Д. Древний Торжок : историко-археологические очерки / Всерос. о-во охраны памятников истории и культуры, Калинин. обл. отд-ние ; [худож. : В.В. Курочкин, Е.В. Бураковская]. - Торжок, 1990. - С. 10-16 : ил.

История Борисоглебского монастыря в г. Торжке упоминается в источниках лишь с XIV века. «Однако, построить храм и основать монастырь во имя Бориса и Глеба, умерший в 1052 г., не мог, так как посвящение престола подразумевает официальную канонизацию святых, а она для Бориса и Глеба осуществлена в 1072 г.», - пишет автор. По его мнению, основание монастыря в честь Бориса и Глеба с каменной церковью в 1038 году маловероятно - это подтверждается археологическими находками.


Next

Малыгин П. Когда был основан монастырь? : Исследования в Борисоглебском монастыре г. Торжка / П. Малыгин, А. Салимов // Тверская старина. – 1991. - № 1. – С. 80-81 : ил.

Подводятся итоги археологических раскопок 1989 года в подвале собора Бориса и Глеба: «впервые на территории Тверской области были обнаружены домонгольские храмовые кирпичи (плинфа) и фрески». Найденная плинфа отличается от новгородской. Скорее всего, она сделана смоленскими зодчими. По уникальным находкам на территории будущего Борисоглебского монастыря специалистам удалось датировать постройку первого каменного храма монастыря - 1190-е г. По заключению археологов – это было кубическое одноглавое и одноапсидное сооружение, 16-17 метров в длину.


Next

Кузнецов В.В. Новоторжский «вавилон» // Вопросы отечественного и зарубежного искусствознания : [сборник статей] / Гос. акад. славян. культуры ; [редкол.: А.М. Салимов (отв. ред.) и др.]. - Тверь, 2010. - № 3. - С. 26-31. - (Труды Филиала ГАСК в г. Твери ; вып. 6).

«Вавилон» - геометрическая матрица для архитектурных расчётов древнерусских зодчих. В публикации – гипотезы о значении изображения на древней плинфе, найденной в ходе архитектурно-археологических исследований 1989-1993 гг. на территории Новоторжского Борисоглебского монастыря. Плинфа - тонкий обожжённвй кирпич для возведения конструктивных элементов зданий. По предположению тверского учёного – доктора искусствоведения А.М. Салимова, на плинфе изображён схематичный план храма, сделанный кем-то из мастеров, возводивших в конце XII века Борисоглебский собор.


Next

Чичкина И.В. Львов – автор раки для мощей преподобного Ефрема Новоторжского // Гений вкуса : Материалы науч. конф., посвящ. творчеству Н.А. Львова / Твер. гос. ун-т ; науч. ред. М.В. Строганов. – Тверь, 2001. - С. 55-62.

Рака с мощами преподобного Ефрема - духовная доминанта соборного храма Борисоглебского монастыря. Её воспроизведение конца XVIII века было обусловлено «стремлением к наибольшему стилевому соответствию архитектуры нового собора, его интерьера и столь важного элемента храма, как рака». Н.А. Львов был величайшим мастером комплексного стилевого единения. Сооружённая в 1798 году по его проекту, рака не только состоялась как произведение декоративно-прикладного искусства, но и гармонично встроилась в архитектурный облик всего комплекса Борисоглебского монастыря. Сохранились печатные, архивные и фотоматериалы, позволяющие определить её художественную ценность и место в творчестве Н.А. Львова.


Next

Новоторжский Борисоглебский монастырь. - Тверь : Миссия, 1999. - 16 с. : ил.

Буклет посвящён 960-летию со дня основания древнейшей обители Верхневолжья. Около 1038 года преподобный Ефрем Новоторжский вместе со своим учеником святым Аркадием построил в окрестностях Торжка каменный храм в память об убиенных братьях-страстотерпцах Борисе и Глебе. За многовековую историю на долю православного монастыря выпало множество тяжких испытаний, о которых читатели узнают, перелистав страницы издания.

В 1990-е годы началось возрождение святой обители. Первая литургия в стенах монастыря прошла 24 июня 1997 года - в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского. Достопамятным для новоторов стало посещение в 1995 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Борисоглебского монастыря.


Next

Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь : [буклет]. - Торжок : [б. и.], 2012. - [1] л. : ил.

Красочно оформленный буклет адресован туристам, желающим ознакомиться с историей монастыря прошлых веков и днём сегодняшним.


Next

Торжок на старых открытках : каталог / [сост. А.Н. Семенов ; авт. вступ. ст. С.И. Сенин]. - Тверь : [б. и.], 2009. - 152 с. : цв. ил. - (Серия "Тверская губерния на почтовых открытках" ; вып. 16).

Издание – каталог почтовых открыток с видами города Торжка конца XIX - начала XX веков. Из ста восьмидесяти семи видовых открыток на двадцати мы видим Борисоглебский монастырь в разных ракурсах - №№ 130-142. Открывает издание цветная фотография русского фотографа П.М. Прокудина-Горского (1863 - 1944) с панорамой Борисоглебского собора, 1910 г. Негатив хранится в библиотеке Конгресса США.


Next

Торжок на фотографиях П.Ф. Добрынина : [ альбом ; сост. Лопатина Н.А.]. - Торжок : Всерос. ист.-этнограф. музей, 1993. - 64 с. : ил.

Автор фотоснимков Пётр Фёдорович Добрынин (1879 - 1961) родился в городе Торжке. Среди видов города и его окрестностей значительное место занимают художественные фотографии с видами Новоторжского Борисоглебского монастыря. Самая ранняя датируется 1910 годом, последняя - 1927 годом. Всего представлено 11 снимков.


Next

Торжок. Монастыри и храмы : [альбом / ред.-сост. А. Пантилеева ; вступ. ст. Р. Алдонина]. - Москва : Белый город : Воскресный день, 2017. - 59 с. : цв. ил.

С. : 4-5,14-26 : Художественные фотографии построек в храмовом комплексе Борисоглебского мужского монастыря.


Next

Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел / [соч.] А.К. Жизневского, с прим. гр. А.С. Уварова. - Москва : Синод. Тип., 1888. - [4], 242, XVIII с., 18 л. ил. – Электронная копия доступна в Электронной библиотеке на сайте Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького. – URL

В коллекции «Покровы» Тверского музея хранились два Лицевых покрова с изображением преподобного Ефрема, шитыми шелками из Новоторжского Борисоглебского монастыря. № 539: «По краям вышиты золотом тропарь и кондак и надпись: Лета 7152 г. (1644 г.) положил сей покров князь Федор Семенович Куракин». О другой реликвии сказано следующее: «...а венец и по краям тропарь и кондак шиты золотом; церковь вышита серебром».


Next

Тверской музей и его приобретения в 1890 году : (читано в заседании Твер. Учён. Арх. Комиссии). - Тверь : Типография Губернского Правления, 1891. - 65 с.

С. 13 : Описание поступившей иконы св. благоверных князей Бориса и Глеба и преп. Ефрема Новоторжского чудотворца


Next

Владимир Лукич Боровиковский. 1757-1825. Религиозная живопись : [альбом / авт.-сост.: Елена Столбова, Александра Максимова]. - Санкт-Петербург : Palace Editions, 2009. - 103, [1] с. : ил., цв. ил., портр., факс. - (Альманах / Русский музей ; вып. 232). - Библиогр. в примеч. в конце ст. (58 назв.).

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1826) - художник исторической, церковной и портретной живописи. Первый биограф художника В. Горленко писал о Боровиковском, как о «вдохновенном религиозном живописце», произведения которого «дышат глубокой и наивной верой, переходящей к концу его жизни в мистический восторг». Работы религиозного содержания кисти Боровиковского находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного Музея Истории Религии, Сергиево-Посадского музея и Тверской областной картинной галереи.

Мастер много работал над росписью Новоторжского Борисоглебского монастыря. Для соборного иконостаса им были написаны 37 икон. До наших дней дошло только одно творение кисти Боровиковского из иконостаса Борисоглебского собора – «Притча о мудрых и неразумных девах» (годы создания: 1790-1792; хранится в Тверской картинной галерее).


Next

Светличная Л.Н. Празднование 850-летия успения Ефрема Новоторжского в Торжке (из архивных изысканий) // Новоторжский сборник. История, этнография, фольклор, культура. – Торжок, 2012. – Вып. 4. - С. 64-66. – (Труды Всероссийского историко-этнографического музея).

Программа проведения торжества 27 и 28 января 1903 года и события дней празднования, включая погодные условия, были подробно описаны в публикации 5-го выпуска «Тверских епархиальных ведомостей» 1903 года. И эти сведения оказались чрезвычайно важны для исследования сотрудников Всероссийского историко-этнографического музея (Торжок), когда их профессиональный интерес обратился к предмету экспозиции «История Борисоглебского монастыря» - памятной медали выпуска 1903 года к 850-летию успения Ефрема Новоторжского. О ней было известно лишь то, что она передана в краеведческий музей города Торжка новотором Сергеем Дятловым 10 декабря 1977 года. Автор публикации – заведующая научно-просветительским отделом ВИЭМ.


Next

ПРОЕКТЫ

Литературная карта Тверского края

Проект, отражающие культурную жизнь региона в прошлом и настоящем.

Читать Далее →

Про Тверское

Информационный краеведческий портал, объединяющий ресурсы Тверской областной научной библиотеки по истории, экономике, культуре, политической и социальной истории Тверского края и позволяющий использовать краеведческие информационные ресурсы с наибольшей полнотой и удобством.

Читать Далее →

Виртуальный музей

«Виртуальный музей…» это не просто электронная версия реально существующих экспонатов, но и возможность расширить и дополнить экспозиции объектами, утраченными, сильно видоизмененными, и материалами, раскрывающими контекст эпохи.

Читать Далее →

Энциклопедический справочник "Тверская область"

Материалы первого и второго тома электронного издания.

Читать Далее →

#Наследники

Проект Тверского библиотечного общества «#наследники» стал победителем первого конкурса 2021 Фонда президентских грантов Российской Федерации для некоммерческих организаций. Главным партнёром в реализации проекта выступает Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького.

Читать Далее →

Виртуальная выставка «Эпоха святителя Макария Калязинского в книгах из фондов Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького»

Посвящена 500-летию обретения мощей Преподобного Макария Калязинского и представляет издания о нём и основанном им Троицком Калязинском монастыре.

Читать Далее →
Яндекс.Метрика